рабочая программа по химии 10 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для учащихся 10 класса  разработана на основе нормативно – правовых документов:

·                  Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

·                  Федеральный компонент  государственных образовательных стандартов начального общего,  основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

·      Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующих целей:

­  освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

­  овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

­  развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

­  воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

­  применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

­  Количество часов : 67 часов, 1 час в неделю, контрольных работ – 5, практических работ –2

­  Учебник:

­  Химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О. С. Габриелян – М.: Дрофа, 2011 год.

 

Содержание учебного предмета

  Введение (1ч)
   Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
 Тема 1 . Теория строения органических соединений  (2ч). Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений.

 

 Химические формулы и модели молекул в органической химии.  

 Тема 2 . Углеводороды и их природные источники (10ч). Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.

Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.

Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
   А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
   А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
   А л к а д и е н ы  и  к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
   А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
   Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
   Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

 Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (11 ч)
   
 Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.

 
   С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о

водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
   К а м е н н ы й  у г о л ь.  Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с

формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
   А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
   К а р б о н о в ы е  к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
   С л о ж н ы е  э ф и р ы  и  ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
   У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
   Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
   Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза  полисахарид.

Тема 4 . Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (5 ч).  Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
   А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
   Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. ХИМИЯ И ПИЩА. КАЛОРИЙНОСТЬ ЖИРОВ, БЕЛКОВ И УГЛЕВОДОВ.
   Генетическая связь между классами органических соединений.
   Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. Тема 5.  Биологически активные органические соединения (2 ч)Химия и здоровье. ЛЕКАРСТВА, ФЕРМЕНТЫ, ВИТАМИНЫ, ГОРМОНЫ.Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
   В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
   Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ.

 

 Тема 6 . Искусственные и синтетические полимеры (2).Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.


   И с к у с с т в е н н ы е  п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
   С и н т е т и ч е с к и е  п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

 

Учебно - тематическое планирование

№№

п\п

 

Наименование темы

Всего,

час.

Из них

 

Дата

практ.

работы

контр.

работы

1

Введение

1

-

-

 

2

Тема 1.Теория строения органических соединений

2

-

 

 

3

Тема 2. Углеводороды и их природные источники

10

-

К.р.№1

05.12

4

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники

11

Пр.р.№1

К.р.№2

06.03

5

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

5

-

 

 

6

Тема 5. Биологически активныеорганические соединения

2

-

-

 

7

Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры

2

Пр.р.№2

 

 

 

Итого

33

2

5

 


 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

-, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

 

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве

 

 

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников  определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

 

1.                    Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.

2.                    Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2011. – 218,  [6] с.: ил.

3.                    Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.

4.                    Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.

5.                    Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2002-2004.

6.                    Габриелян О.С., И.Г.Остроумов Настольная книга учителя. Химия 10 кл.:. – М.: Дрофа, 2004.

7.                    Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003.

8.                    Контрольные и проверочные  работы к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 10 класс. Базовый уровень» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2011

9.                    М.Ю.Горковенко. Поурочные разработки по химии.10 классМосква*ВАКО*2008

10.                Методическое пособие с электронным  приложением «Мастер класс учителя химии 8-11классы» Москва «Планета» 2010

Материально-техническое обеспечение

             1.Ноутбук

             2. Мультимедийный проектор

             3.Химическая посуда

             4.Химические реактивы

             5.Коллекции:

             6.«Каучук»,

             7. «Пластмассы»,

             8.«Волокна»

 

Календарно –тематическое планирование,  базовый уровень

 

п/п

Дата

Тема урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент

Д.- демонстрац.

Л.- лабораторный

Требования к уровню подготовки выпускников

Домашнее задание

 

планн

факт

 

Введение (1час)

 

 

 

 

1

05.09

 

ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ

Предмет органической химии

Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения

Д. Коллекция органических веществ и изделий из них

 

Знать/понимать

-химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения

  П.1

 

Тема 1. Строение органических соединений (2часа)

 

 

 

 

2

12.09.

 

Основные положения теории химического строения органических соединений

Валентность. Основные положения теории строения органических соединений.

 Причины многообразия органических веществ (гомология, изомерия)

Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений

Знать/понимать

-химические понятия:валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи;

-теориюстроения органических соединений А.М. Бутлерова

П.2с.13-18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

19.09

 

Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия

Химические формулы и модели молекул в органической химии. Основы номенклатуры органических соединений.

Изомерия и ее виды. Структурная изомерия

Л. Изготовление моделей молекул углеводородов

Уметь

-называтьорганические вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре

П.2

 

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16часов)

 

 

 

 

4

 

 

26.09

 

 

 

Природные источники углеводородов. Природный газ.Алканы

 

 

 

 

 

.

Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа

 

Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура.

 

Л. Изготовление моделей молекул алканов

Уметь

-использоватьприобретенные знания для безопасного обращения с природным газом

 

Знать/понимать

-химические понятия:углеродный скелет;

-важнейшие вещества: метан, его применение;

Уметь

-называть: алканы по международной номенклатуре

-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов

-характеризовать:строение и химические свойства метана и этана

-объяснять: зависимость свойств метана и этана от их  состава и строения

П.3 с.23-28

упр.7.8

 

5

03.10

 

Химические свойства алканов.

Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств

Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде

 

Знать/понимать

-химические понятия:углеродный скелет;

-важнейшие вещества: метан, его применение;

Уметь

-называть: алканы по международной номенклатуре

-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов

-характеризовать:строение и химические свойства метана и этана

-объяснять: зависимость свойств метана и этана от их  состава и строения

П.3. с.28-31.упр.10,

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

10.10

 

 

Алкены: строение, изомерия, номенклатура, физические и свойства, получение.

 

Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства.

 

Л. Изготовление моделей молекул алкенов.

Д.Получение этилена реакцией дегидратации этанолаи деполимеризации полиэтилена.

 

Знать/понимать

-химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи);

-важнейшие вещества:

этилен, его применение;

Уметь

-называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять:принадлежность веществ к классу алкенов

-характеризовать:строение и химические свойства этилена;

-объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения

 

П.4.с.34-36.упр.4-6

 

7

 

17.10

 

 

Химические свойства этилена и его применение.

Полиэтилен, его свойства и применение

Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация. Применение этилена на основе его свойств

Получение полиэтилена реакцией полимеризации. Применение полиэтилена на основе его свойств

Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия

Д. Коллекция изделий из полиэтилена

объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения

Знать/понимать

-важнейшие вещества и материалы: пластмассы (полиэтилен), его применение

П.4 с.36-40

упр.7,8

упр.9

 

8

24.10

 

Алкадиены и каучуки

Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями.

 

Химические свойства бутадиена-1,3  и изопрена:  обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.

Д. Разложение каучука при нагревании,

 

испытание продукта разложения на наличие двойных связей.

 

Знать/понимать

-важнейшие вещества и материалы: каучуки, их применение

П.5 упр.2

 

9

 

07.11

 

 

Алкины. Ацетилен

Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства.

 

 

Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена

 

 

Д. Получение и свойства ацетилена

 

Л. Изготовление модели молекулы ацетилена

Л.Получение и свойства ацетилена

Знать/понимать

строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи);

-важнейшие вещества:ацетилен, его применение;

Уметь

-называть:  ацетилен по международной номенклатуре;

-характеризовать: строение и химические свойства ацетилена;

-объяснять: зависимость свойств этина от строения

Знать/понимать

строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи);

-важнейшие вещества:ацетилен, его применение;

Уметь

-называть:  ацетилен по международной номенклатуре;

-характеризовать: строение и химические свойства ацетилена;

-объяснять: зависимость свойств этина от строения

П.6. с.47-51.упр.3.

11

 

 

 

П.6 с.48-51

упр.11

 

10

 

14.11

 

 

Арены. Бензол.

 

Химические свойства бензола

Общее представление об

аренах. Строение молекулы бензола.  Получение бензола из гексана и ацетилена

Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств

Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде

Знать/понимать

 

строение молекулы бензола;

Уметь

-характеризовать: химические свойства бензола

-объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения

П.7

 

с.52-53

упр.5

 

 

11

21.11

 

Природные источники углеводородов: нефть

Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе

Д. (Л.) Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

 

Л. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

Знать/понимать

способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами

Уметь

-объяснять явления, происходящие при переработке нефти;

оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды

-выполнять химический экспериментпо распознаванию непредельных углеводородов

П.8 упр.6,7

 

12

28.11

 

Обобщение и

 

систематизация  знаний по теме «Углеводороды и их природные источники»

Упражнения по составлению

 

уравнений реакций с участием углеводородов; реакций, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами углеводородов.

 

 

повт.П.3-8

 

13

05.12

 

Контрольная работа   № 1по теме «Углеводороды и их природные источники»

Контроль и учет знаний по изученной теме

 

 

 

 

Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе ( 11 часов)

 

 

 

 

 

14

 

12.12

 

 

Единство химической организации живых организмов.

Спирты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена

Химические свойства этанола:

 

горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Применение этанола на основе его свойств.

Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Л. Свойства

 

этилового спирта

 

Знать/понимать

-химический состав живых организмов

Знать/понимать

-химические понятия:функциональная группа спиртов;

-вещества:этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола;

Уметь

-называть спирты              по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определятьпринадлежность веществ к классу спиртов

Уметь

 

-характеризоватьстроение и химические свойства спиртов;

-объяснятьзависимость свойств спиртов от их состава и строения

 

П.9.с.63-71

Упр.13

 

15

19.12

 

Понятие о предельных многоатомных спиртах.Глицерин как представитель многоатомных спиртов.

Глицерин как представитель предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе его свойств

Л. Свойства глицерина

Знать/понимать

-вещества:глицерин;

Уметь

-выполнять химический экспериментпо распознаванию многотомных спиртов

П.9.с.72-73

 

16

26.12

 

 

 

Каменный уголь.

Фенол

Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Состав и строение молекулы фенола.

Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, поликонденсация фенола с формальдегидом  в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе его свойств

 

Д. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»

Д. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании

Д. Качественные реакции на фенол

Использовать приобретенные знания и умения для

-безопасного обращения с фенолом;

-для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.10.Упр.5

 

 

17

 

16.01

 

 

Инструктаж по ТБ.

Альдегиды и кетоны

 

Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства;

 химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

 

Д. Окисление спирта в альдегид

Д.Реакция «серебряного зеркала»

Д.Окисление альдегидов с  помощью гидроксида   меди (П)

 

Л.Свойства формальдегида

 

Знать/понимать

-химические понятия:функциональная группа альдегидов;

Уметь

-называть альдегиды              по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определятьпринадлежность веществ к классу альдегидов;

-характеризоватьстроение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида;

-объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения;

-выполнять химический экспериментпо распознаванию альдегидов

 

П.11.Упр.6

 

18

 

23.01

 

Карбоновые кислоты

Получение карбоновых кислот окислением альдегидов.

Уксусная кислота: состав и строение молекулы,  химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая, стеариновая и олеиновая кислоты – представители высших жирных кислот.

Л. Свойства уксусной кислоты

Знать/понимать

-химические понятия:функциональная группа карбоновых кислот,

Уметь

-называть уксусную кислоту           по международной номенклатуре;

-определятьпринадлежность веществ к классу карбоновых кислот;

-характеризоватьстроение  и химические свойства уксусной кислоты;

-объяснятьзависимость свойств уксусной кислоты от

 

состава и строения

-выполнять химический экспериментпо распознаванию карбоновых кислот

П.12 Упр.6

 

19

30.01

 

Сложные эфиры

Получение сложных эфиров  реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Д.Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров

Д.Коллекция эфирных масел

 

Уметь

-называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров

П.13.стр.92-94 упр. 11

 

20

06.02

 

Жиры

Жиры как сложные эфиры.

Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и        гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе их свойств. Мыла.

Л. Свойства жиров

 

Л.Сравнение растворов свойств мыла и стирального порошка

Уметь

-определять принадлежность веществ к классу жиров; мылам;

-характеризоватьстроение и химические свойства жиров

 

 

 

 

 

 

П.13.стр.92-94 упр. 12

 

21

13.02

 

 

Углеводы, их классификация

Глюкоза

 Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза), Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкоза –

 

полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарид – глюкоза)

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит,  брожение (спиртовое и молочнокислое).  Применение глюкозы на основе свойств.

 

 

П.14 стр.100-103

упр.11

П.14.стр.103-108упр.9

 

22

20.02

 

Дисахариды и полисахариды

Понятие о реакциях поликонденсации и гидролизана проимере взаимопревращений : глюкоза =полисахарид

 

 

П.15.

 

23

27.02

 

 

Систематизация и обобщение знаний по теме № 3

 

 

 

 

 

24

06.03

 

Контрольная работа   №2 по теме №3 «Кислородсодержащие органические

соединения и их нахождение в живой природе»

 

 

 

 

 

Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (5часов)

 

 

 

 

 

25

 

13.03

 

 

Амины.Анилин

Понятие об аминах как органических основаниях. Состав и строение молекул аминов. Свойства первичных аминов на примере метиламина.

Анилин – ароматический амин: состав и строение, получение  из нитробензола (реакция Зинина). Физические и химические свойства (ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой). Применение анилина на основе свойств.

Д. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.

Д. Реакция анилина с бромной водой

Уметь

-определятьпринадлежность веществ к классу аминов

-характеризоватьстроение  и химические свойства аминов

Уметь

-характеризоватьстроение  и химические свойства анилина

 

 

П.16. стр.116-121

Упр.3

Упр.5

 

26

20.03

 

 

Аминокислоты

Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами,

 

кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации).  Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств.

Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот

Уметь

-называтьаминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определятьпринадлежность веществ к классу                      аминокислот;

 

- характеризоватьстроение и химические свойства аминокислот

П.17.

стр.122-127.

 

27

03.04

 

 

 Белки.

ХИМИЯ И ПИЩА. КАЛОРИЙНОСТЬ ЖИРОВ, БЕЛКОВ И УГЛЕВОДОВ

 Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Д. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити.

Л. Свойства белков

Уметь

-характеризоватьстроение и химические свойства белков;

-выполнять химический экспериментпо распознаванию белков

П.17.

Стр. 127-133

 

28

10.04.

 

Нуклеиновые кислоты

Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий пан строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Д. Модель молекулы ДНК

 

П.18.Упр.6

 

29

17.04

 

Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений

Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений

Уметь

-выполнять химический экспериментпо распознаванию важнейших органических веществ

 

 

Тема № 5. Биологически активные органические соединения (2часа)

 

 

 

 

 

30

24.04

 

 

Химия и здоровье. Ферменты

Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Д. Разложение пероксида водорода каталозой сырого мяса или сырого картофеля

 

Д. Коллекция СМС, содержащих энзимы

Д.Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой

 

П.19

 

31

 

 

15.05

 

 

 

Витамины. Гормоны. Лекарства.ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

 

.

.

 

Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С

как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов                                   

Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета

Лекарственная химия: от иатрохиимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз.

Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика

Д. Коллекция витаминных препаратов

 

Д.Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов.

Д.Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой

 

Д.Испытание аптечного препарата инсулина на белок.

 

Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки

Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с токсичными веществами

П.20

 

 

 

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения( 2часов)

 

 

 

 

 

32

 

22.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусственные полимеры. Синтетические полимеры

Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах.  Получение

искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья.  Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная.

Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон

Л.Ознакомление с коллекцией                                    пластмасс, волокон и каучуков

Знать/понимать

- важнейшие материалы -искусственные волокна и пластмассы

Уметь

-характеризоватьстроение

 

полимеров

Знать/понимать

- важнейшие материалы –синтетические полимеры

Уметь

-характеризоватьстроение полимеров

П.21.

П.22 стр.

 

33

29.05

 

Практическая работа №2.Распознавание пластмасс и волокон

 

№2.Распознавание Практическая работа пластмасс и волокон

Уметь: распознавать пластмассы и волокна