рабочая программа по химии 10 класс
- Подробности
- Категория: Рабочие программы
- Автор: Super User
- Просмотров: 238
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для учащихся 10 класса разработана на основе нормативно – правовых документов:
· Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Количество часов : 67 часов, 1 час в неделю, контрольных работ – 5, практических работ –2
Учебник:
Химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О. С. Габриелян – М.: Дрофа, 2011 год.
Содержание учебного предмета
Введение (1ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема 1 . Теория строения органических соединений (2ч). Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений.
Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Тема 2 . Углеводороды и их природные источники (10ч). Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.
Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (11 ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о
водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с
формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Тема 4 . Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (5 ч). Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. ХИМИЯ И ПИЩА. КАЛОРИЙНОСТЬ ЖИРОВ, БЕЛКОВ И УГЛЕВОДОВ.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. Тема 5. Биологически активные органические соединения (2 ч)Химия и здоровье. ЛЕКАРСТВА, ФЕРМЕНТЫ, ВИТАМИНЫ, ГОРМОНЫ.Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ.
Тема 6 . Искусственные и синтетические полимеры (2).Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Учебно - тематическое планирование
№№ п\п |
Наименование темы |
Всего, час. |
Из них |
Дата |
|
практ. работы |
контр. работы |
||||
1 |
Введение |
1 |
- |
- |
|
2 |
Тема 1.Теория строения органических соединений |
2 |
- |
|
|
3 |
Тема 2. Углеводороды и их природные источники |
10 |
- |
К.р.№1 |
05.12 |
4 |
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники |
11 |
Пр.р.№1 |
К.р.№2 |
06.03 |
5 |
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе |
5 |
- |
|
|
6 |
Тема 5. Биологически активныеорганические соединения |
2 |
- |
- |
|
7 |
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры |
2 |
Пр.р.№2 |
|
|
|
Итого |
33 |
2 |
5 |
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
-, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.
2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2011. – 218, [6] с.: ил.
3. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.
4. Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.
5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2002-2004.
6. Габриелян О.С., И.Г.Остроумов Настольная книга учителя. Химия 10 кл.:. – М.: Дрофа, 2004.
7. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003.
8. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 10 класс. Базовый уровень» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2011
9. М.Ю.Горковенко. Поурочные разработки по химии.10 классМосква*ВАКО*2008
10. Методическое пособие с электронным приложением «Мастер класс учителя химии 8-11классы» Москва «Планета» 2010
Материально-техническое обеспечение
1.Ноутбук
2. Мультимедийный проектор
3.Химическая посуда
4.Химические реактивы
5.Коллекции:
6.«Каучук»,
7. «Пластмассы»,
8.«Волокна»
Календарно –тематическое планирование, базовый уровень
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Изучаемые вопросы |
Эксперимент Д.- демонстрац. Л.- лабораторный |
Требования к уровню подготовки выпускников |
Домашнее задание |
|
|||||||||||||
планн |
факт |
|
||||||||||||||||||
Введение (1час) |
|
|
|
|
||||||||||||||||
1 |
05.09 |
|
ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ Предмет органической химии |
Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения |
Д. Коллекция органических веществ и изделий из них
|
Знать/понимать -химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения |
П.1 |
|
||||||||||||
Тема 1. Строение органических соединений (2часа) |
|
|
|
|
||||||||||||||||
2 |
12.09. |
|
Основные положения теории химического строения органических соединений |
Валентность. Основные положения теории строения органических соединений. Причины многообразия органических веществ (гомология, изомерия) |
Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений |
Знать/понимать -химические понятия:валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи; -теориюстроения органических соединений А.М. Бутлерова |
П.2с.13-18 |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
3
|
19.09 |
|
Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия |
Химические формулы и модели молекул в органической химии. Основы номенклатуры органических соединений. Изомерия и ее виды. Структурная изомерия |
Л. Изготовление моделей молекул углеводородов |
Уметь -называтьорганические вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре |
П.2 |
|
||||||||||||
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16часов) |
|
|
|
|
||||||||||||||||
4
|
26.09
|
|
Природные источники углеводородов. Природный газ.Алканы
. |
Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа
Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. |
Л. Изготовление моделей молекул алканов |
Уметь -использоватьприобретенные знания для безопасного обращения с природным газом
Знать/понимать -химические понятия:углеродный скелет; -важнейшие вещества: метан, его применение; Уметь -называть: алканы по международной номенклатуре -определять: принадлежность органических веществ к классу алканов -характеризовать:строение и химические свойства метана и этана -объяснять: зависимость свойств метана и этана от их состава и строения |
П.3 с.23-28 упр.7.8 |
|
||||||||||||
5 |
03.10 |
|
Химические свойства алканов. |
Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств |
Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде
|
Знать/понимать -химические понятия:углеродный скелет; -важнейшие вещества: метан, его применение; Уметь -называть: алканы по международной номенклатуре -определять: принадлежность органических веществ к классу алканов -характеризовать:строение и химические свойства метана и этана -объяснять: зависимость свойств метана и этана от их состава и строения |
П.3. с.28-31.упр.10, 11
|
|
||||||||||||
6 |
10.10 |
|
Алкены: строение, изомерия, номенклатура, физические и свойства, получение. |
Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. |
Л. Изготовление моделей молекул алкенов. Д.Получение этилена реакцией дегидратации этанолаи деполимеризации полиэтилена. |
Знать/понимать -химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи); -важнейшие вещества: этилен, его применение; Уметь -называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять:принадлежность веществ к классу алкенов -характеризовать:строение и химические свойства этилена; -объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения |
П.4.с.34-36.упр.4-6 |
|
||||||||||||
7
|
17.10
|
|
Химические свойства этилена и его применение. Полиэтилен, его свойства и применение |
Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация. Применение этилена на основе его свойств Получение полиэтилена реакцией полимеризации. Применение полиэтилена на основе его свойств |
Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия Д. Коллекция изделий из полиэтилена |
объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения Знать/понимать -важнейшие вещества и материалы: пластмассы (полиэтилен), его применение |
П.4 с.36-40 упр.7,8 упр.9 |
|
||||||||||||
8 |
24.10 |
|
Алкадиены и каучуки |
Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями.
Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. |
Д. Разложение каучука при нагревании,
испытание продукта разложения на наличие двойных связей.
|
Знать/понимать -важнейшие вещества и материалы: каучуки, их применение |
П.5 упр.2 |
|
||||||||||||
9
|
07.11
|
|
Алкины. Ацетилен |
Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства.
Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена
|
Д. Получение и свойства ацетилена
Л. Изготовление модели молекулы ацетилена Л.Получение и свойства ацетилена |
Знать/понимать строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи); -важнейшие вещества:ацетилен, его применение; Уметь -называть: ацетилен по международной номенклатуре; -характеризовать: строение и химические свойства ацетилена; -объяснять: зависимость свойств этина от строения Знать/понимать строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи); -важнейшие вещества:ацетилен, его применение; Уметь -называть: ацетилен по международной номенклатуре; -характеризовать: строение и химические свойства ацетилена; -объяснять: зависимость свойств этина от строения |
П.6. с.47-51.упр.3. 11 |
|
||||||||||||
|
|
П.6 с.48-51 упр.11 |
|
|||||||||||||||||
10
|
14.11
|
|
Арены. Бензол.
Химические свойства бензола |
Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола. Получение бензола из гексана и ацетилена Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств |
Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде |
Знать/понимать
строение молекулы бензола; Уметь -характеризовать: химические свойства бензола -объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения |
П.7
с.52-53 упр.5
|
|
||||||||||||
11 |
21.11 |
|
Природные источники углеводородов: нефть |
Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе |
Д. (Л.) Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»
Л. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах |
Знать/понимать способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами Уметь -объяснять явления, происходящие при переработке нефти; оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды -выполнять химический экспериментпо распознаванию непредельных углеводородов |
П.8 упр.6,7 |
|
||||||||||||
12 |
28.11 |
|
Обобщение и
систематизация знаний по теме «Углеводороды и их природные источники» |
Упражнения по составлению
уравнений реакций с участием углеводородов; реакций, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами углеводородов. |
|
|
повт.П.3-8 |
|
||||||||||||
13 |
05.12 |
|
Контрольная работа № 1по теме «Углеводороды и их природные источники» |
Контроль и учет знаний по изученной теме |
|
|
|
|
||||||||||||
Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе ( 11 часов) |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
14
|
12.12
|
|
Единство химической организации живых организмов. Спирты.
|
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена Химические свойства этанола:
горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Применение этанола на основе его свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. |
Л. Свойства
этилового спирта
|
Знать/понимать -химический состав живых организмов Знать/понимать -химические понятия:функциональная группа спиртов; -вещества:этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола; Уметь -называть спирты по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определятьпринадлежность веществ к классу спиртов Уметь
-характеризоватьстроение и химические свойства спиртов; -объяснятьзависимость свойств спиртов от их состава и строения
|
П.9.с.63-71 Упр.13 |
|
||||||||||||
15 |
19.12 |
|
Понятие о предельных многоатомных спиртах.Глицерин как представитель многоатомных спиртов. |
Глицерин как представитель предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе его свойств |
Л. Свойства глицерина |
Знать/понимать -вещества:глицерин; Уметь -выполнять химический экспериментпо распознаванию многотомных спиртов |
П.9.с.72-73 |
|
||||||||||||
16 |
26.12
|
|
Каменный уголь. Фенол |
Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Состав и строение молекулы фенола. Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе его свойств
|
Д. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» Д. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании Д. Качественные реакции на фенол |
Использовать приобретенные знания и умения для -безопасного обращения с фенолом; -для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы
|
П.10.Упр.5 |
|
||||||||||||
17 |
16.01
|
|
Инструктаж по ТБ. Альдегиды и кетоны |
Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства; химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств. |
Д. Окисление спирта в альдегид Д.Реакция «серебряного зеркала» Д.Окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (П)
Л.Свойства формальдегида |
Знать/понимать -химические понятия:функциональная группа альдегидов; Уметь -называть альдегиды по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определятьпринадлежность веществ к классу альдегидов; -характеризоватьстроение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида; -объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения; -выполнять химический экспериментпо распознаванию альдегидов |
П.11.Упр.6 |
|
||||||||||||
18
|
23.01 |
|
Карбоновые кислоты |
Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Уксусная кислота: состав и строение молекулы, химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая, стеариновая и олеиновая кислоты – представители высших жирных кислот. |
Л. Свойства уксусной кислоты |
Знать/понимать -химические понятия:функциональная группа карбоновых кислот, Уметь -называть уксусную кислоту по международной номенклатуре; -определятьпринадлежность веществ к классу карбоновых кислот; -характеризоватьстроение и химические свойства уксусной кислоты; -объяснятьзависимость свойств уксусной кислоты от
состава и строения -выполнять химический экспериментпо распознаванию карбоновых кислот |
П.12 Упр.6 |
|
||||||||||||
19 |
30.01 |
|
Сложные эфиры |
Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. |
Д.Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров Д.Коллекция эфирных масел
|
Уметь -называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре -определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров |
П.13.стр.92-94 упр. 11 |
|
||||||||||||
20 |
06.02 |
|
Жиры |
Жиры как сложные эфиры. Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе их свойств. Мыла. |
Л. Свойства жиров
Л.Сравнение растворов свойств мыла и стирального порошка |
Уметь -определять принадлежность веществ к классу жиров; мылам; -характеризоватьстроение и химические свойства жиров
|
П.13.стр.92-94 упр. 12 |
|
||||||||||||
21 |
13.02
|
|
Углеводы, их классификация Глюкоза |
Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза), Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкоза –
полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарид – глюкоза) Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (спиртовое и молочнокислое). Применение глюкозы на основе свойств. |
|
|
П.14 стр.100-103 упр.11 П.14.стр.103-108упр.9 |
|
||||||||||||
22 |
20.02 |
|
Дисахариды и полисахариды |
Понятие о реакциях поликонденсации и гидролизана проимере взаимопревращений : глюкоза =полисахарид |
|
|
П.15. |
|
||||||||||||
23 |
27.02
|
|
Систематизация и обобщение знаний по теме № 3 |
|
|
|
|
|
||||||||||||
24 |
06.03 |
|
Контрольная работа №2 по теме №3 «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» |
|
|
|
|
|
||||||||||||
Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (5часов) |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
25
|
13.03
|
|
Амины.Анилин |
Понятие об аминах как органических основаниях. Состав и строение молекул аминов. Свойства первичных аминов на примере метиламина. Анилин – ароматический амин: состав и строение, получение из нитробензола (реакция Зинина). Физические и химические свойства (ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой). Применение анилина на основе свойств. |
Д. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Д. Реакция анилина с бромной водой |
Уметь -определятьпринадлежность веществ к классу аминов -характеризоватьстроение и химические свойства аминов Уметь -характеризоватьстроение и химические свойства анилина
|
П.16. стр.116-121 Упр.3 Упр.5 |
|
||||||||||||
26 |
20.03
|
|
Аминокислоты |
Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами,
кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств. |
Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот |
Уметь -называтьаминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определятьпринадлежность веществ к классу аминокислот;
- характеризоватьстроение и химические свойства аминокислот |
П.17. стр.122-127. |
|
||||||||||||
27 |
03.04
|
|
Белки. ХИМИЯ И ПИЩА. КАЛОРИЙНОСТЬ ЖИРОВ, БЕЛКОВ И УГЛЕВОДОВ |
Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. |
Д. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Л. Свойства белков |
Уметь -характеризоватьстроение и химические свойства белков; -выполнять химический экспериментпо распознаванию белков |
П.17. Стр. 127-133 |
|
||||||||||||
28 |
10.04. |
|
Нуклеиновые кислоты |
Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий пан строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. |
Д. Модель молекулы ДНК |
|
П.18.Упр.6 |
|
||||||||||||
29 |
17.04 |
|
Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений |
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений |
Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений |
Уметь -выполнять химический экспериментпо распознаванию важнейших органических веществ |
|
|
||||||||||||
Тема № 5. Биологически активные органические соединения (2часа) |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
30 |
24.04
|
|
Химия и здоровье. Ферменты |
Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве. |
Д. Разложение пероксида водорода каталозой сырого мяса или сырого картофеля
Д. Коллекция СМС, содержащих энзимы Д.Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой |
|
П.19 |
|
||||||||||||
31
|
15.05
|
|
Витамины. Гормоны. Лекарства.ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
. .
|
Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета Лекарственная химия: от иатрохиимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика |
Д. Коллекция витаминных препаратов
Д.Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Д.Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой
Д.Испытание аптечного препарата инсулина на белок.
Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки |
Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с токсичными веществами |
П.20
|
|
||||||||||||
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения( 2часов) |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
32
|
22.05
|
|
Искусственные полимеры. Синтетические полимеры |
Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение. Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. |
Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон Л.Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков |
Знать/понимать - важнейшие материалы -искусственные волокна и пластмассы Уметь -характеризоватьстроение
полимеров Знать/понимать - важнейшие материалы –синтетические полимеры Уметь -характеризоватьстроение полимеров |
П.21. П.22 стр. |
|
||||||||||||
33 |
29.05 |
|
Практическая работа №2.Распознавание пластмасс и волокон |
|
№2.Распознавание Практическая работа пластмасс и волокон |
Уметь: распознавать пластмассы и волокна |
|
|