рабочая программа по химии 11 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для учащихся 11 класса  разработана на основе нормативно – правовых документов:

·                  Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

·                  Федеральный компонент  государственных образовательных стандартов начального общего,  основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012)

 

·                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.02 2015 г. № 01-10 “Об утверждении перечня учебников на 2015-2016 учебный год»

 

 Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

 

­     освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

­     овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

­     развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

­     воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

­     применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 7-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2010).

•       Количество часов : 68 часов, 2 часа в неделю, контрольных работ – 4, практических работ – 2

•       Учебник:

•       Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О. С. Габриелян – М.: Дрофа, 2011 год.

 

 

Содержание учебного предмета

 

Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева (7 часов). Методы познания в химии

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. МОДЕЛИРОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

Современные представления о строении атома. Атом. Изотопы. Атомные орбитали .. S-, Р-Элементы.Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Значение периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева

Знать:

основные химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная масса, ион, изотоп, периодический закон.

 

Уметь:

называть: вещества   по “тривиальной” и   международной  номенклатуре.

определять: заряд иона.

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПС.

проводить: самостоятельный   поиск   химической   информации   с  использованием   различных   источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Строение вещества (26 часов).

Химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Геометрия молекул. Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия органических соединений. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

Вещество

Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Газообразное состояние вещества. Жидкое состояние вещества. Твердое состояние вещества

Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решетки, диффузия , диссоциация, гидратация.

Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Дисперстные системы. Золи, гели, понятие о коллоидах.

Знать:

понятие химической связи, теорию химической связи.

 

Уметь:

называть: вещества   по “тривиальной” и   международной  номенклатуре.

определять: тип химической связи в соединениях.

объяснять: природу химической связи ( ионной, ковалентной, металлической).

проводить: самостоятельный   поиск   химической   информации   с  использованием   различных   источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Химические реакции (16 часов).

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Особенности реакций в органической химии.

Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (PH) раствора.

Тепловой эффект химической реакции.

Окислительно-восстановительные реакции. Злектролиз растворов и расплавов.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.

 

Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

Знать:

основные химические понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие.

 

Уметь:

называть: вещества   по “тривиальной” и   международной  номенклатуре.

определять: характер среды в водных растворах, окислитель, восстановитель.

объяснять: зависимость скорости химических реакций и положения химического равновесия от различных факторов.

проводить: самостоятельный   поиск   химической   информации   с  использованием   различных   источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов.

 

Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.   Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели).

Знать:

основные химические понятия: растворы, электролит, неэлектролит.

 

Уметь:

проводить: самостоятельный   поиск   химической   информации   с  использованием   различных   источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.

 

Вещества и их свойства (14 часов).

Неорганическая химия

Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.

Знать:

важнейшие вещества: серная, соляная, азотная и уксусная кислота, щелочи, аммиак, основные металлы и сплавы.

важнейшие понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Уметь:

называть: вещества   по “тривиальной” и   международной  номенклатуре.

определять: принадлежность веществ к различным классам.

характеризовать: общие химические свойства металлов,  неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений.

выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ.

проводить: самостоятельный   поиск   химической   информации   с  использованием   различных   источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов.

 

 

             Химия и жизнь (5 часа).

. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.

Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты). 11

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность

Уметь:

проводить: самостоятельный   поиск   химической   информации   с  использованием   различных   источников.

Использовать:

  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                 объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

·                 определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

·                                  экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·                 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

·                 безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

·                 приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

·                 критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Учебно -тематический план  

 

 

№№

п\п

 

Наименование темы

Всего

часов.

Из них

 

Лаб.

опыты

Практ.

работы.

Контр.

работы

1

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева

7

-

1

1

2

Тема 2.Строение вещества

27

1

 

1

5

3

Тема 3. Химические реакции

16

-

1

5

4

Тема 4. Вещества и их свойства

14

1

1

7

5

Тема 5. Химия и жизнь

3

-

-

 

 

Итого

66

2

4

18

 

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; - безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; -приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 

    Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.

1.                    Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010. – 218,  [6]с.: ил.

2.                    Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.

3.                    Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.

4.                    Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2002-2004.

5.                    Габриелян О.С., Лысова Г.Г.,Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003-2004.

6.                    Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003.

7.                    Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные  работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.

8.                    Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2001.

9.                    Методическое пособие с электронным  приложением «Мастер –класс учителя химии 8-11классы» москва «Планета» 2010

Материально-техническое обеспечение

             1.Ноутбук

             2. Мультимедийный проектор

             3.Химическая посуда

             4.Химические реактивы

             5. Коллекция «Минералы и горные породы»

             6. Модели кристаллических решеток

 

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент

Д.- демонстрац.

Л.- лабораторный

Оборудование, реактивы

Требования к уровню подготовки выпускников

Домашнее задание

 

план

факт.

 

 

Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева (7 часов)

 

 

1

01.09

 

ИНСТРУКТАЖ по ТБ

в химии

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. МОДЕЛИРОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

05.09

 

Теоретические основы химии

Современные представления о строении атома

 

Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Электронные облака. Атомные орбитали. s-, p-элементы

 

 

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотопы

П.1. Упр.1-4

 

3

08.09

 

Состояние электронов в атоме

Электронное облако и  орбиталь. Формы орбиталей (s,p,d,f)

 

 

 

П1.Упр.5,6

 

4

12.09

 

Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов

Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д.И. Менделеева (переходных элементов). Электронные конфигурации атомов химических элементов

 

Периодическая таблица

 

П1.Стр.6-11

 

5

15.09

 

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева  - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в группах (главных подгруппах)  и периодах. Положение водорода в периодической системе

Д. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева

 

Л. Конструирование периодической таблицы с использованием карточек

Карточки

Знать/понимать

- основные законы химии: периодический закон

Уметь

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева

П 2.стр.13-20

 

6

19.09

 

Значение периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева

Значение периодического закона и периодической системы для развития науки и понимания химической картины мира.

 

Периодичес

кая таблица

 

П 2 Стр20-23

 

7

22.09

 

Контрольная работа №1 по теме «Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строение вещества (27 часов)

 

 

8

26.09

 

Ионная химическая связь

Ионная связь. Катионы и анионы. Классификация ионов по составу (простые и сложные). Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионной кристаллической решеткой

Д. Модель кристаллической решетки хлорида натрия.

 

Д. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита

 

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия:вещества немолекулярного строения (ионные кристаллические решетки); ион, ионная химическая связь (вещества ионного строения);

Уметь

- определять:заряд иона, ионную связь в соединениях;

- объяснять:природу ионной связи.

П.3.Упр.9

 

9

29.09

 

Ковалентная химическая связь

Ковалентная связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. Степень окисления и валентность химических элементов.

Д.Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток

 

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия:электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и атомного строения.

Уметь

-  определять: валентность и степень окисления химических элементов, ковалентную связь в соединениях (полярную и неполярную)

- объяснять: природу ковалентной связи

П.4.Упр.1-3

 

10

03.10

 

Металлическая химическая связь

Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ (металлов и сплавов)

Д.Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток

 

 

Знать/понимать

- важнейшие химическое понятия:

металлическая связь, вещества металлического строения.

Уметь

- определять:металлическую связь.

- объяснять: природу металлической связи

П.5.Упр.5

 

11

06.10

 

Водородная химическая связь

Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химических связей

Д.Модель молекулы ДНК

Модель молекулы ДНК

 

П.6.Упр.45

 

12

10.10

 

Геометрия молекул

Геометрия молекул органических и неорганических веществ

Д.1.Модели молекул различной геометрической конфигурации

Д.2 Кристаллические решетки алмаза и графита

Модели молекул различной геометрической конфигурации

 

 

конспект

 

13

13.10

 

Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова

 

 

 

 

конспект

 

14

17.10

 

Изомерия органических соединений

 

 

 

 

конспект

 

15

 

20.10

 

 

Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна

 

Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение.

Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение. Неорганические полимеры

Л. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс

Л. Ознакомление с коллекцией полимеров:  волокон и изделий из нихД. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты)

Сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: пластмассы

искусственные и синтетические волокна

П.7.Стр54-66

 

 

16

24.10

 

Газообразное состояние вещества

Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, аммиак, углекислый газ, этилен. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним

Д. Модель молярного объема газов.

 

 Д. Три агрегатных состояния воды.

 

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: моль, молярная масса, молярный объем

 

П.8.

Стр.67-70

Упр.10,13

 

17

27.10

 

Водород, кислород, углекислый газ

Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ. Их получение, собирание, распознавание, физические и химические свойства

 

 

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы:  водород, кислород, углекислый газ

Уметь

- характеризовать: химические свойства водорода, кислорода, углекислого газа

П.8.

Стр.70-76

 

18

07.11

 

Аммиак, этилен

Представители газообразных веществ: аммиак, этилен. Их получение, собирание, распознавание, физические и химические свойства

 

 

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы, в том числе:аммиак, этилен

Уметь

- характеризовать: химические свойства аммиака, этилена

П.8

Стр.76-78

 

19

10.11

 

 Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1

«Получение, собирание и распознавание газов»

Химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака и этилена.

Практичес-

кая  работа №1

 

Прибор для получения газов, цинк, соляная кислота, карбонат кальция,гидроксид кальция, хлорид аммония, гидроксид натрия, серная кислота, этиловый спирт,.

Уметь

- выполнять химический экспериментпо распознаванию кислорода, водорода, аммиака, углекислого газа, этилена.

 

 

20

14.11

 

Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

Вычисления с использованием  физических величин (количество вещества, молярный объем газа, относительная плотность газа)

 

 

Уметь

-производить вычисления с использованием  физических величин

Задача

 

21

17.11

 

Жидкое состояние вещества

Вода, ее биологическая роль. Применение воды. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение

Д. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления

Д. Приборы на жидких кристаллах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.9.

Стр.80-82

 

22

21.11

 

Жесткость воды и способы ее устранения

 

 

 

 

 

Л. Жесткость воды. Устранение жесткости воды

Спиртовка, известковое молоко

 

П.9 стр.84-85

 

23

24.11

 

Минеральные воды

 

Л.Ознакомление с минеральными водами

Минеральная вода

 

П.9 стр.85-86

 

24

28.11

 

Твердое состояние вещества

Аморфные твердые вещества в природе и жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества

 

 

 

П.10 Упр.5

 

25

01.12

 

Растворение как физико-химический процесс.

Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решетки, диффузия , диссоциация, гидратация

 

 

 

конспект

 

26

05.12

 

Диссоциация электролитов в водных растворах.

 

Сильные и слабые электролиты

 

 

 

конспект

 

27

08.12

 

Дисперсные системы

Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных по агрегатному состоянию и по размеру частиц фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.  Тонкодисперсные системы: гели и золи. Коагуляция и синерезис, понятие о коллоидах.

 

Д. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля

 

Л.Ознакомление с дисперсными системами.

 

Суспензии, эмульсии

 

П.11.

Упр.10

 

28

12.12

 

Состав вещества. Смеси.

Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Закон постоянства состава веществ. Молекулярная формула (формульная единица). реакции

 

 

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:

вещества молекулярного и немолекулярного строения

- основные законы химии:

закон постоянства состава веществ

П.12.Упр.7,8

 

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.12

 

 

Состав вещества. Смеси.

Массовая и объемная доля компонента в смеси.

. Массовая доля примесей.

 Массовая доля выхода продукта Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества

 

 

 

П.12.

Упр.10-11

 

30-31-

19.12.

22.12

 

Обобщение и систематизация знаний по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение упражнений, решение задач

Л. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств

Кристалличес-

кие  решетки

Знать/понимать

- основные теории химии: теорию химической связи

Уметь

- объяснять: природу химической связи, зависимость свойств веществ от их состава и строения

- определять: тип химической связи в соединениях

П.12.

Упр.13-14

 

32

26.12

 

Контрольная работа №2 по теме 2 «Строение вещества»

 

 

 

 

 

 

33

29.12

 

Анализ контрольной работы

 

 

 

 

 

 

 

Химические реакции (16 ч)

 

 

 

34

12.01

 

 

 

Инструктаж по ТБ.Реакции, идущие без изменения состава веществ

Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ: Аллотропия и Аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. .Изомеры и изомерия. Причины многообразия веществ.

Д. Модели молекул изомеров и гомологов.

Д. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора

Д. Озонатор

 

 

 

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: аллотропия, тепловой эффект химической реакции, углеродный скелет, изомерия, гомология

- основные теории химии: строения органических соединений

 

П.13 Упр.7-9

 

35

16.01

 

Реакции, идущие с изменением состава веществ

Реакции, идущие с изменением состава веществ: соединения (на примере производства серной кислоты), разложения, замещения и обмена. Тепловой эффект химической реакции. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения

Л.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса

 

Сульфат меди, железо

 

П 14.Упр.7-9

 

36

19.01

 

Скорость химических реакций

Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции.. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, температура (закон Вант-Гоффа), концентрации, катализаторы и катализ.. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования

Д. Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разной концентрации соляной кислоты). Взаимодействие цинка (порошка, пыли, гранул) с кислотой

Модель  « кипящего слоя»

Л.. Разложение пероксида водорода в присутствии катализаторов (оксида марганца (IV) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля)

 

 

Пероксид водорода ,оксид марганца (IV) и каталаза сырого мяса и сырого картофеля цинк,. СОЛЯНАЯ И СЕРНАЯ КИСЛОТЫ.

 

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:катализ, скорость химической реакции

Уметь

- объяснять:

зависимость скорости химической реакции от различных факторов

П.15 Упр.9-11

 

37

23.01

 

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие

Необратимые и обратимые химические реакции.

Понятие о химическом равновесии. Способы смещения химического равновесия  на примере синтеза аммиака. Понятие об основных принципах производства на примере синтеза аммиака и серной кислоты

Л. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды

Сульфат меди, гидроксид натрия, соляная кислота, карбонат кальция.

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: химическое равновесие

- объяснять: положение химического равновесия от различных факторов

П.16. Упр.6

 

38

26.01

 

Роль воды в химических реакциях

Роль воды в превращениях веществ. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: Растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ -  разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация и гидратация

Д. Растворение окрашенных веществ в воде (

 

Сульфат меди (П), перманганат калия, хлорид железа (Ш)

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:растворы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.17. стр.143-146.

Упр.9, 10

 

39

30.01

 

Электролитическая диссоциация

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.  Кислоты, соли, основания в свете теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена в водных растворах

Д. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов  на предмет диссоциации

Д. Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления

Л. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды

 

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация;

- основные теории химии: электролитической диссоциации

Уметь

- определять: заряд иона

 

П.17. стр.146-147

 

40

02.02

 

Химические свойства воды

Взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение воды, образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии

Д. Взаимодействие лития и натрия с водой.

Д. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом.

Д. Образцы кристаллогидратов

Литий, натрий, вода.

 

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы:воду

Уметь

- характеризовать: химические свойства воды

П.17 стр.148-149

Упр.10

 

41

06.02

 

Водородный показатель (рН) раствора.

 Диссоциация воды. Константа её диссоциации. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора.

Д.Индикаторная бумага и её использование для определения рН

 

Уметь:

решать задачи с применением понятий темы

Конспект

 

42-43

09.02

13.02

 

Гидролиз органических и неорганических соединений

Понятие гидролиза. Гидролиз органических веществ и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Гидролиз неорганических веществ. Три случая гидролиза солей.Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.Водородный показатель (рН) раствора. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

Д. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и  нитратов цинка или свинца (П), карбида кальция

 

Л. Разные случаи гидролиза солей

 

Уметь

- определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений

 

П.18. Упр.7.

 

44-45

16.02

20.02

 

Окислительно-восстановительные реакции

Степень окисления элементов. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление. Окислитель и восстановитель

Д. Простейшие окислительно-восстановительные  реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (П)

 

Л. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком

 

 

 

 

 

 

 

 

Цинк, серная кислота, железо, сульфат меди(II)

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление

Уметь

- определять: валентностьи степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель

П.19.Упр.5

 

46

27.02.

 

Электролиз растворов и расплавов

Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов; растворов (на примере хлорида натрия).Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия

Д. Модель электролизера; модель электролизной ванны для получения алюминия

 

 

П19.

стр.158 -162 Упр.7

 

47

02.03

 

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Выполнение упражнений, решение задач

 

 

Уметь

- определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений;

- объяснять: зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов

 

повт.П. 13-19

 

48

06.03

 

Контрольная работа №3 по теме 3 «Химические реакции»

 

 

 

 

 

 

49

09.03

 

Анализ контрольной работы

 

 

 

 

 

 

 

Вещества и их свойства (14 ч)

 

 

50

13.03

 

Классификация неорганических соединений

Простые и сложные вещества.

Оксиды,  их классификация; гидроксиды (основания, кислородные кислоты, амфотерные); классификация кислот и оснований. Соли средние, кислые, основные.

Л. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами

 

 

Соляная кислота, гидроксид натрия, хлорид аммония, лакмусовая бумажка

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы:оксиды, основания, кислоты, соли

Уметь

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений

Конспект

 

51

16.03

 

Классификация органических соединений

Углеводороды: Алканы, алкены и диены, алкины, арены. Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты и белки

 

 

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия:

- функциональная группа;

- важнейшие вещества и материалы:метан, этилен, ацетилен, этанол, бензол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки

Уметь

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений

Конспект

 

52

20.03

 

Металлы

Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Простые вещества – металлы: Общие физические  и химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами (кислородом, хлором серой), с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Общие способы получения металлов.   Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Значение металлов в природе и жизни организмов

Д. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой Взаимодействие меди с кислородом и серой. Алюминотермия

Л. Ознакомление с коллекцией металлов и их соединениями; рудами

Натрий и сурьма хлор, железо сера. Горение магния и алюминия в кислороде. Щелочноземельные металлы, вода ,натрий, этанол, цинк с уксусная кислота Взаимодействие меди с кислородом и серой.

 

Коллекция металлов и их соединениями; рудами

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы

Уметь

- характеризовать: элементы металлы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов;

- объяснять:зависимость свойств металлов и сплавов от их состава и строения

П20 стр.124-169

 

53

03.03

 

Коррозия металлов

Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии

Д. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания

 

 

П.20.

стр..170-173 Упр.5

 

54

06.03

 

Неметаллы

Положение неметаллов в периодической системе, строение их атомов. Электроотрицательность. Неметаллы – простые вещества. Атомное и молекулярное строение их. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями. Благородные газы

Д.Возгонка йода. Изготовление йодной спиртовой настойки. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей. Горение серы и фосфора в кислороде

Спиртовка, йод, спирт.

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы:неметаллы

Уметь

- характеризовать:

элементы неметаллы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева;

общие химические свойства неметаллов;

- объяснять:зависимость свойств неметаллов от их состава и строения

П.21.Упр.6,7

 

55-56

10.04

13.04

 

Кислоты неорганические и органические

Классификация неорганических и органических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, с солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислот

Д. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью

Л. Ознакомление с коллекцией кислот

Л. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями и солями.

 

 

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы:серная, соляная, азотная и уксусная кислоты

Уметь

 -называть:кислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах кислот;

- характеризовать:

-общие  химические свойства кислот

- объяснять: зависимость свойств кислот от их состава и строения;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических кислот

П.22.Упр.6

 

57

17.04

 

Основания неорганические и органические

Классификация оснований. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований

Л. Ознакомление с коллекцией оснований

Л.Получение и свойства нерастворимых оснований

Хлорид меди, гидроксид натрия, серная кислота.

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: нерастворимые основания, щелочи

Уметь

 -называть:основания по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах щелочей;

- характеризовать:

-общие  химические свойства оснований

- объяснять: зависимость свойств оснований от их состава и строения;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических оснований

П.23 Упр.5

 

58

20.04

 

Соли

Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (П) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (П) и (Ш)

Д. Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, ихспособность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом.

Д.Качественные реакции на катионы и анионы

Л. Ознакомление с коллекцией минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли

Л. Гидролиз хлоридов и аце татов щелочных металлов

Хлорид калия, ацетат калия лакмусовая бумага

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы:соли, минеральные удобрения

Уметь

 -называть:соли по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах солей;

- характеризовать:

-общие  химические свойства солей

- объяснять: зависимость свойств солей от их состава и строения;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших солей

П.24 Упр.6

 

59-60

24.04

27.04

 

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений

Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии

 

 

Уметь

- характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений

П.25 Упр.3

 

61

04.05

 

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических веществ»

Химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ

 

 

Уметь

- выполнять химический эксперимент  по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ

 

 

62

11.05

 

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Выполнение упражнений, решение задач

 

 

Уметь

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- характеризовать: общие химические свойства металлов,  неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений

повторить П  2 0-25

 

63

15.05

 

Контрольная работа № 4по теме 4 «Вещества и их свойства»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6. Химия и жизнь(3часа)

 

 

 

 

 

64

18.05

 

Химия в повседневной жизни

Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Бытовая химическая грамотность.

Д. Образцы средств гигиены и косметики

Л. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и

 

 

 

 

65

22.05

 

Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).

Общие представления о промышленных способах  получения химических веществ на примере производства серной кислоты

Д. Модели производства серной кислоты

 

Уметь

- использовать приобретенные знания и умения в практической деяельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений,              происходящих                        на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий

 

 

66

25.05

 

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность

 

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

 

 

Уметь

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения ОС на организм человека и другие живые

организмы