рабочая программа по химии 11 класс
- Подробности
- Категория: Рабочие программы
- Опубликовано 30.10.2016 15:25
- Автор: Super User
- Просмотров: 238
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для учащихся 11 класса разработана на основе нормативно – правовых документов:
· Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012)
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.02 2015 г. № 01-10 “Об утверждении перечня учебников на 2015-2016 учебный год»
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 7-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2010).
• Количество часов : 68 часов, 2 часа в неделю, контрольных работ – 4, практических работ – 2
• Учебник:
• Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О. С. Габриелян – М.: Дрофа, 2011 год.
Содержание учебного предмета
Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева (7 часов). Методы познания в химии
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. МОДЕЛИРОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
Современные представления о строении атома. Атом. Изотопы. Атомные орбитали .. S-, Р-Элементы.Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Значение периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева
Знать:
основные химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная масса, ион, изотоп, периодический закон.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: заряд иона.
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПС.
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Строение вещества (26 часов).
Химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Геометрия молекул. Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия органических соединений. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Вещество
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Газообразное состояние вещества. Жидкое состояние вещества. Твердое состояние вещества
Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решетки, диффузия , диссоциация, гидратация.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Дисперстные системы. Золи, гели, понятие о коллоидах.
Знать:
понятие химической связи, теорию химической связи.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: тип химической связи в соединениях.
объяснять: природу химической связи ( ионной, ковалентной, металлической).
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Химические реакции (16 часов).
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Особенности реакций в органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (PH) раствора.
Тепловой эффект химической реакции.
Окислительно-восстановительные реакции. Злектролиз растворов и расплавов.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Знать:
основные химические понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: характер среды в водных растворах, окислитель, восстановитель.
объяснять: зависимость скорости химических реакций и положения химического равновесия от различных факторов.
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов.
Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели).
Знать:
основные химические понятия: растворы, электролит, неэлектролит.
Уметь:
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.
Вещества и их свойства (14 часов).
Неорганическая химия
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.
Знать:
важнейшие вещества: серная, соляная, азотная и уксусная кислота, щелочи, аммиак, основные металлы и сплавы.
важнейшие понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: принадлежность веществ к различным классам.
характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений.
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ.
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов.
Химия и жизнь (5 часа).
. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты). 11
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность
Уметь:
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать:
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
· определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
· безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
· приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
· критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно -тематический план
№№ п\п |
Наименование темы |
Всего часов. |
Из них |
Лаб. опыты |
|
Практ. работы. |
Контр. работы |
||||
1 |
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева |
7 |
- |
1 |
1 |
2 |
Тема 2.Строение вещества |
27 |
1
|
1 |
5 |
3 |
Тема 3. Химические реакции |
16 |
- |
1 |
5 |
4 |
Тема 4. Вещества и их свойства |
14 |
1 |
1 |
7 |
5 |
Тема 5. Химия и жизнь |
3 |
- |
- |
|
|
Итого |
66 |
2 |
4 |
18 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; - безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; -приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.
1. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010. – 218, [6]с.: ил.
2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.
3. Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.
4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2002-2004.
5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г.,Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003-2004.
6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003.
7. Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.
8. Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2001.
9. Методическое пособие с электронным приложением «Мастер –класс учителя химии 8-11классы» москва «Планета» 2010
Материально-техническое обеспечение
1.Ноутбук
2. Мультимедийный проектор
3.Химическая посуда
4.Химические реактивы
5. Коллекция «Минералы и горные породы»
6. Модели кристаллических решеток
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Изучаемые вопросы |
Эксперимент Д.- демонстрац. Л.- лабораторный |
Оборудование, реактивы |
Требования к уровню подготовки выпускников |
Домашнее задание |
|
||||||||||||
план |
факт. |
|
||||||||||||||||||
Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева (7 часов)
|
|
|||||||||||||||||||
1 |
01.09 |
|
ИНСТРУКТАЖ по ТБ в химии Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. МОДЕЛИРОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
2
|
05.09 |
|
Теоретические основы химии Современные представления о строении атома
|
Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Электронные облака. Атомные орбитали. s-, p-элементы |
|
|
Знать/понимать - важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотопы |
П.1. Упр.1-4 |
|
|||||||||||
3 |
08.09 |
|
Состояние электронов в атоме |
Электронное облако и орбиталь. Формы орбиталей (s,p,d,f) |
|
|
|
П1.Упр.5,6 |
|
|||||||||||
4 |
12.09 |
|
Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов |
Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д.И. Менделеева (переходных элементов). Электронные конфигурации атомов химических элементов |
|
Периодическая таблица |
|
П1.Стр.6-11 |
|
|||||||||||
5 |
15.09 |
|
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в группах (главных подгруппах) и периодах. Положение водорода в периодической системе |
Д. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева
Л. Конструирование периодической таблицы с использованием карточек |
Карточки |
Знать/понимать - основные законы химии: периодический закон Уметь - характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева |
П 2.стр.13-20 |
|
|||||||||||
6 |
19.09 |
|
Значение периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева |
Значение периодического закона и периодической системы для развития науки и понимания химической картины мира. |
|
Периодичес кая таблица |
|
П 2 Стр20-23 |
|
|||||||||||
7 |
22.09 |
|
Контрольная работа №1 по теме «Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева» |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Строение вещества (27 часов)
|
|
|||||||||||||||||||
8 |
26.09 |
|
Ионная химическая связь |
Ионная связь. Катионы и анионы. Классификация ионов по составу (простые и сложные). Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионной кристаллической решеткой |
Д. Модель кристаллической решетки хлорида натрия.
Д. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита |
|
Знать/понимать -важнейшие химические понятия:вещества немолекулярного строения (ионные кристаллические решетки); ион, ионная химическая связь (вещества ионного строения); Уметь - определять:заряд иона, ионную связь в соединениях; - объяснять:природу ионной связи. |
П.3.Упр.9 |
|
|||||||||||
9 |
29.09 |
|
Ковалентная химическая связь |
Ковалентная связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. Степень окисления и валентность химических элементов. |
Д.Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток |
|
Знать/понимать -важнейшие химические понятия:электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и атомного строения. Уметь - определять: валентность и степень окисления химических элементов, ковалентную связь в соединениях (полярную и неполярную) - объяснять: природу ковалентной связи |
П.4.Упр.1-3 |
|
|||||||||||
10 |
03.10 |
|
Металлическая химическая связь |
Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ (металлов и сплавов) |
Д.Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток |
|
Знать/понимать - важнейшие химическое понятия: металлическая связь, вещества металлического строения. Уметь - определять:металлическую связь. - объяснять: природу металлической связи |
П.5.Упр.5 |
|
|||||||||||
11 |
06.10 |
|
Водородная химическая связь |
Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химических связей |
Д.Модель молекулы ДНК |
Модель молекулы ДНК |
|
П.6.Упр.45 |
|
|||||||||||
12 |
10.10 |
|
Геометрия молекул |
Геометрия молекул органических и неорганических веществ |
Д.1.Модели молекул различной геометрической конфигурации Д.2 Кристаллические решетки алмаза и графита |
Модели молекул различной геометрической конфигурации
|
|
конспект |
|
|||||||||||
13 |
13.10 |
|
Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова |
|
|
|
|
конспект |
|
|||||||||||
14 |
17.10 |
|
Изомерия органических соединений |
|
|
|
|
конспект |
|
|||||||||||
15
|
20.10
|
|
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна
|
Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение. Неорганические полимеры |
Л. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс Л. Ознакомление с коллекцией полимеров: волокон и изделий из нихД. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты) |
Сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты |
Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: пластмассы искусственные и синтетические волокна |
П.7.Стр54-66
|
|
|||||||||||
16 |
24.10 |
|
Газообразное состояние вещества |
Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, аммиак, углекислый газ, этилен. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним |
Д. Модель молярного объема газов.
Д. Три агрегатных состояния воды. |
|
Знать/понимать - важнейшие химические понятия: моль, молярная масса, молярный объем
|
П.8. Стр.67-70 Упр.10,13 |
|
|||||||||||
17 |
27.10 |
|
Водород, кислород, углекислый газ |
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ. Их получение, собирание, распознавание, физические и химические свойства |
|
|
Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: водород, кислород, углекислый газ Уметь - характеризовать: химические свойства водорода, кислорода, углекислого газа |
П.8. Стр.70-76 |
|
|||||||||||
18 |
07.11 |
|
Аммиак, этилен |
Представители газообразных веществ: аммиак, этилен. Их получение, собирание, распознавание, физические и химические свойства |
|
|
Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы, в том числе:аммиак, этилен Уметь - характеризовать: химические свойства аммиака, этилена |
П.8 Стр.76-78 |
|
|||||||||||
19 |
10.11 |
|
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов» |
Химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака и этилена. |
Практичес- кая работа №1
|
Прибор для получения газов, цинк, соляная кислота, карбонат кальция,гидроксид кальция, хлорид аммония, гидроксид натрия, серная кислота, этиловый спирт,. |
Уметь - выполнять химический экспериментпо распознаванию кислорода, водорода, аммиака, углекислого газа, этилена. |
|
|
|||||||||||
20 |
14.11 |
|
Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций |
Вычисления с использованием физических величин (количество вещества, молярный объем газа, относительная плотность газа) |
|
|
Уметь -производить вычисления с использованием физических величин |
Задача |
|
|||||||||||
21 |
17.11 |
|
Жидкое состояние вещества |
Вода, ее биологическая роль. Применение воды. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение |
Д. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления Д. Приборы на жидких кристаллах
|
|
|
П.9. Стр.80-82 |
|
|||||||||||
22 |
21.11 |
|
Жесткость воды и способы ее устранения
|
|
Л. Жесткость воды. Устранение жесткости воды |
Спиртовка, известковое молоко |
|
П.9 стр.84-85 |
|
|||||||||||
23 |
24.11 |
|
Минеральные воды |
|
Л.Ознакомление с минеральными водами |
Минеральная вода |
|
П.9 стр.85-86 |
|
|||||||||||
24 |
28.11 |
|
Твердое состояние вещества |
Аморфные твердые вещества в природе и жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества |
|
|
|
П.10 Упр.5 |
|
|||||||||||
25 |
01.12 |
|
Растворение как физико-химический процесс. |
Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решетки, диффузия , диссоциация, гидратация |
|
|
|
конспект |
|
|||||||||||
26 |
05.12 |
|
Диссоциация электролитов в водных растворах.
|
Сильные и слабые электролиты |
|
|
|
конспект |
|
|||||||||||
27 |
08.12 |
|
Дисперсные системы |
Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных по агрегатному состоянию и по размеру частиц фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи. Коагуляция и синерезис, понятие о коллоидах.
|
Д. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля
Л.Ознакомление с дисперсными системами.
|
Суспензии, эмульсии |
|
П.11. Упр.10 |
|
|||||||||||
28 |
12.12 |
|
Состав вещества. Смеси. |
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Закон постоянства состава веществ. Молекулярная формула (формульная единица). реакции |
|
|
Знать/понимать - важнейшие химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения - основные законы химии: закон постоянства состава веществ |
П.12.Упр.7,8 |
|
|||||||||||
29
|
15.12
|
|
Состав вещества. Смеси. |
Массовая и объемная доля компонента в смеси. . Массовая доля примесей. Массовая доля выхода продукта Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества |
|
|
|
П.12. Упр.10-11 |
|
|||||||||||
30-31- |
19.12. 22.12 |
|
Обобщение и систематизация знаний по теме.
|
Выполнение упражнений, решение задач |
Л. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств |
Кристалличес- кие решетки |
Знать/понимать - основные теории химии: теорию химической связи Уметь - объяснять: природу химической связи, зависимость свойств веществ от их состава и строения - определять: тип химической связи в соединениях |
П.12. Упр.13-14 |
|
|||||||||||
32 |
26.12 |
|
Контрольная работа №2 по теме 2 «Строение вещества» |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
33 |
29.12 |
|
Анализ контрольной работы |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Химические реакции (16 ч)
|
|
|||||||||||||||||||
34 |
12.01
|
|
Инструктаж по ТБ.Реакции, идущие без изменения состава веществ |
Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ: Аллотропия и Аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. .Изомеры и изомерия. Причины многообразия веществ. |
Д. Модели молекул изомеров и гомологов. Д. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора Д. Озонатор
|
|
Знать/понимать - важнейшие химические понятия: аллотропия, тепловой эффект химической реакции, углеродный скелет, изомерия, гомология - основные теории химии: строения органических соединений
|
П.13 Упр.7-9 |
|
|||||||||||
35 |
16.01 |
|
Реакции, идущие с изменением состава веществ |
Реакции, идущие с изменением состава веществ: соединения (на примере производства серной кислоты), разложения, замещения и обмена. Тепловой эффект химической реакции. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения |
Л.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса
|
Сульфат меди, железо |
|
П 14.Упр.7-9 |
|
|||||||||||
36 |
19.01 |
|
Скорость химических реакций |
Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции.. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, температура (закон Вант-Гоффа), концентрации, катализаторы и катализ.. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования |
Д. Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разной концентрации соляной кислоты). Взаимодействие цинка (порошка, пыли, гранул) с кислотой Модель « кипящего слоя» Л.. Разложение пероксида водорода в присутствии катализаторов (оксида марганца (IV) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля)
|
Пероксид водорода ,оксид марганца (IV) и каталаза сырого мяса и сырого картофеля цинк,. СОЛЯНАЯ И СЕРНАЯ КИСЛОТЫ.
|
Знать/понимать - важнейшие химические понятия:катализ, скорость химической реакции Уметь - объяснять: зависимость скорости химической реакции от различных факторов |
П.15 Упр.9-11 |
|
|||||||||||
37 |
23.01 |
|
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие |
Необратимые и обратимые химические реакции. Понятие о химическом равновесии. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных принципах производства на примере синтеза аммиака и серной кислоты |
Л. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды |
Сульфат меди, гидроксид натрия, соляная кислота, карбонат кальция. |
Знать/понимать - важнейшие химические понятия: химическое равновесие - объяснять: положение химического равновесия от различных факторов |
П.16. Упр.6 |
|
|||||||||||
38 |
26.01 |
|
Роль воды в химических реакциях |
Роль воды в превращениях веществ. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: Растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация и гидратация |
Д. Растворение окрашенных веществ в воде (
|
Сульфат меди (П), перманганат калия, хлорид железа (Ш) |
Знать/понимать - важнейшие химические понятия:растворы
|
П.17. стр.143-146. Упр.9, 10 |
|
|||||||||||
39 |
30.01 |
|
Электролитическая диссоциация |
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, соли, основания в свете теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена в водных растворах |
Д. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации Д. Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления Л. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды |
|
Знать/понимать - важнейшие химические понятия:электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация; - основные теории химии: электролитической диссоциации Уметь - определять: заряд иона
|
П.17. стр.146-147 |
|
|||||||||||
40 |
02.02 |
|
Химические свойства воды |
Взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение воды, образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии |
Д. Взаимодействие лития и натрия с водой. Д. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Д. Образцы кристаллогидратов |
Литий, натрий, вода.
|
Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы:воду Уметь - характеризовать: химические свойства воды |
П.17 стр.148-149 Упр.10 |
|
|||||||||||
41 |
06.02 |
|
Водородный показатель (рН) раствора. |
Диссоциация воды. Константа её диссоциации. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора. |
Д.Индикаторная бумага и её использование для определения рН |
|
Уметь: решать задачи с применением понятий темы |
Конспект |
|
|||||||||||
42-43 |
09.02 13.02 |
|
Гидролиз органических и неорганических соединений |
Понятие гидролиза. Гидролиз органических веществ и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Гидролиз неорганических веществ. Три случая гидролиза солей.Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.Водородный показатель (рН) раствора. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза. |
Д. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (П), карбида кальция
Л. Разные случаи гидролиза солей |
|
Уметь - определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений
|
П.18. Упр.7. |
|
|||||||||||
44-45 |
16.02 20.02 |
|
Окислительно-восстановительные реакции |
Степень окисления элементов. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление. Окислитель и восстановитель |
Д. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (П)
Л. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком |
Цинк, серная кислота, железо, сульфат меди(II) |
Знать/понимать - важнейшие химические понятия:степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление Уметь - определять: валентностьи степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель |
П.19.Упр.5 |
|
|||||||||||
46 |
27.02. |
|
Электролиз растворов и расплавов |
Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов; растворов (на примере хлорида натрия).Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия |
Д. Модель электролизера; модель электролизной ванны для получения алюминия |
|
|
П19. стр.158 -162 Упр.7 |
|
|||||||||||
47 |
02.03 |
|
Обобщение и систематизация знаний по теме. |
Выполнение упражнений, решение задач |
|
|
Уметь - определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений; - объяснять: зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов |
повт.П. 13-19 |
|
|||||||||||
48 |
06.03 |
|
Контрольная работа №3 по теме 3 «Химические реакции» |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
49 |
09.03 |
|
Анализ контрольной работы |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Вещества и их свойства (14 ч)
|
|
|||||||||||||||||||
50 |
13.03 |
|
Классификация неорганических соединений |
Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация; гидроксиды (основания, кислородные кислоты, амфотерные); классификация кислот и оснований. Соли средние, кислые, основные. |
Л. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами
|
Соляная кислота, гидроксид натрия, хлорид аммония, лакмусовая бумажка |
Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы:оксиды, основания, кислоты, соли Уметь - называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений |
Конспект |
|
|||||||||||
51 |
16.03 |
|
Классификация органических соединений |
Углеводороды: Алканы, алкены и диены, алкины, арены. Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты и белки |
|
|
Знать/понимать -важнейшие химические понятия: - функциональная группа; - важнейшие вещества и материалы:метан, этилен, ацетилен, этанол, бензол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки Уметь - называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений |
Конспект |
|
|||||||||||
52 |
20.03 |
|
Металлы |
Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Простые вещества – металлы: Общие физические и химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами (кислородом, хлором серой), с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Общие способы получения металлов. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Значение металлов в природе и жизни организмов |
Д. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой Взаимодействие меди с кислородом и серой. Алюминотермия Л. Ознакомление с коллекцией металлов и их соединениями; рудами |
Натрий и сурьма хлор, железо сера. Горение магния и алюминия в кислороде. Щелочноземельные металлы, вода ,натрий, этанол, цинк с уксусная кислота Взаимодействие меди с кислородом и серой.
Коллекция металлов и их соединениями; рудами |
Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы Уметь - характеризовать: элементы металлы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов; - объяснять:зависимость свойств металлов и сплавов от их состава и строения |
П20 стр.124-169 |
|
|||||||||||
53 |
03.03 |
|
Коррозия металлов |
Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии |
Д. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания |
|
|
П.20. стр..170-173 Упр.5 |
|
|||||||||||
54 |
06.03 |
|
Неметаллы |
Положение неметаллов в периодической системе, строение их атомов. Электроотрицательность. Неметаллы – простые вещества. Атомное и молекулярное строение их. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями. Благородные газы |
Д.Возгонка йода. Изготовление йодной спиртовой настойки. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей. Горение серы и фосфора в кислороде |
Спиртовка, йод, спирт. |
Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы:неметаллы Уметь - характеризовать: элементы неметаллы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства неметаллов; - объяснять:зависимость свойств неметаллов от их состава и строения |
П.21.Упр.6,7 |
|
|||||||||||
55-56 |
10.04 13.04 |
|
Кислоты неорганические и органические |
Классификация неорганических и органических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, с солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислот |
Д. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью Л. Ознакомление с коллекцией кислот Л. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями и солями.
|
|
Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы:серная, соляная, азотная и уксусная кислоты Уметь -называть:кислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять: характер среды в водных растворах кислот; - характеризовать: -общие химические свойства кислот - объяснять: зависимость свойств кислот от их состава и строения; - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических кислот |
П.22.Упр.6 |
|
|||||||||||
57 |
17.04 |
|
Основания неорганические и органические |
Классификация оснований. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований |
Л. Ознакомление с коллекцией оснований Л.Получение и свойства нерастворимых оснований |
Хлорид меди, гидроксид натрия, серная кислота. |
Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: нерастворимые основания, щелочи Уметь -называть:основания по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять: характер среды в водных растворах щелочей; - характеризовать: -общие химические свойства оснований - объяснять: зависимость свойств оснований от их состава и строения; - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических оснований |
П.23 Упр.5 |
|
|||||||||||
58 |
20.04 |
|
Соли |
Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (П) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (П) и (Ш) |
Д. Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, ихспособность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Д.Качественные реакции на катионы и анионы Л. Ознакомление с коллекцией минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли Л. Гидролиз хлоридов и аце татов щелочных металлов |
Хлорид калия, ацетат калия лакмусовая бумага |
Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы:соли, минеральные удобрения Уметь -называть:соли по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять: характер среды в водных растворах солей; - характеризовать: -общие химические свойства солей - объяснять: зависимость свойств солей от их состава и строения; - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших солей |
П.24 Упр.6 |
|
|||||||||||
59-60 |
24.04 27.04 |
|
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений |
Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии |
|
|
Уметь - характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений |
П.25 Упр.3 |
|
|||||||||||
61 |
04.05 |
|
Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических веществ» |
Химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ |
|
|
Уметь - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ |
|
|
|||||||||||
62 |
11.05 |
|
Обобщение и систематизация знаний по теме. |
Выполнение упражнений, решение задач |
|
|
Уметь - называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; - характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений |
повторить П 2 0-25 |
|
|||||||||||
63 |
15.05 |
|
Контрольная работа № 4по теме 4 «Вещества и их свойства» |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Тема 6. Химия и жизнь(3часа)
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
64 |
18.05 |
|
Химия в повседневной жизни |
Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Бытовая химическая грамотность. |
Д. Образцы средств гигиены и косметики Л. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и |
|
|
|
|
|||||||||||
65 |
22.05 |
|
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты). |
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ на примере производства серной кислоты |
Д. Модели производства серной кислоты |
|
Уметь - использовать приобретенные знания и умения в практической деяельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий |
|
|
|||||||||||
66 |
25.05 |
|
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность
|
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия |
|
|
Уметь - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения ОС на организм человека и другие живые организмы
|
|
|