Рабочая программа по биологии 8 класс

                                       Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

·         Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

·                  Федеральный компонент  государственных образовательных стандартов начального общего,  основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012)

  • .Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

 

·                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.02 2015 г. № 01-10 “Об утверждении перечня учебников на 2015-2016 учебный год»

Цели и задачи:

·         освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

·         овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

·         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

·         воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

·         использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек,  ВИЧ-инфекции.

·         формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

·         гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

·         установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

·         подготовка школьников к практической деятельности в области медицины, здравоохранения;

·         социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

·         формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;

·         способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.

Количество часов : 70 часов, 2 часа в неделю

Учебник:

Биология. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Н.И.Сонин, М.Р.Сапин – М.: Дрофа, 2011 год.

 

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                                         (70часов, 2 часа в неделю)

Тема 1 .Общий обзор организма человека (10 часов) .Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■  Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■         Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■  Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов. Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■  Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей*.

Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 2. Координация и регуляция (7 часов)

Гуморальная регуляцияНейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

 

■         Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Нервная системаЗначение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

■   Лабораторныеипрактическиеработы

Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

 

Тема 3. Анализаторы (5 часов)

.Органы чувств, их роль в жизни человека.  Строение, функции и гигиена органовзрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

■     Лабораторныеипрактическиеработы

Изучение изменения размера зрачка*.

Тема 4. Опора и движение (5 часов)Опорно-двигательная система.

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей*.

Измерение массы и роста своего организма*.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

Тема 5. Внутренняя среда организма (4 часа)Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. ВИЧ-инфекция и ее профилактика

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составукрови, группам крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*.

Тема 6. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■  Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■  Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

Тема 7. Дыхание (4 часов)Дыхательная система.

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■  Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■  Практическая работа

Определение частоты дыхания*.

Тема 8. Пищеварение (4 часа)Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Пища как биологическая основа жизни.

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■  Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■  Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.

Определение норм рационального питания*.

Тема 9. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.Проявление авитаминозов и меры их предупреждения..

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями.

Тема 10. Выделение (2 часа)Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■  Демонстрация модели почек.

Тема 11. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■  Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 12-13. Размножение и развитие (2 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.

Тема 14. Высшая нервная деятельность (8часов)Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 15. Человек и его здоровье (10 часов)

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

 Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

 Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

 Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда.Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость состояния человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих

Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

■   Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

 

 

Учебно – тематический  план

 

№п/п

Тема

Коли-чество часов

Лабораторные и практические работы

 

1

Общий обзор организма человека

10

Л/р №1.Строение клетки

Л/р №2. Микроскопическое строение тканей

П/р №1Распознавание органов и систем органов человека

2

Координация и регуляция.

 

7

Л/р №3. Строение спинного мозга

Л/р  №4. Головной мозг человека

 

3

 

Анализаторы

5

Л/р №5. Изучение изменения размера зрачка

 

4

Опора и движение

5

П/р№.2.  Измерение массы и роста своего организма

Л/р №6. Выявление влияния статической и динамической работы на утомляемость мышц

 

5

Внутренняя среда организма

4

Л/р№7.Микроскопическое строение крови человека

6

Транспорт веществ.

4

П/р №3. Измерение кровяного давления

Л/р №8 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

7

Дыхание

4

Л/р №9. Определение частоты дыхания

8

Пищеварение

4

Л\Р №10. Воздействие слюны на крахмал

Л/р №11Воздействие желудочного сока на белки

 

9

Обмен веществ и энергии

2

П/р № 4 Определение норм рационального питания

10

Выделение

2

 

11

Покровы тела

3

 

     12

Размножение

1

 

   13

Развитие человека. Возрастные процессы

1

 

  14

Высшая нервная деятельность

8

 

  15

Человек и его здоровье

10

Л/р №12. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

Всего уроков

70

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Учащиеся должны знать:

-место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных- факторы антропосоциогенеза;

-основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас,

-науки, изучающие организм человека;

-особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;

-нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;

- внутреннюю среду организма, иммунитет;

-обмен веществ и энергии;

-развитие организма человека;

-вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.

 

Учащиеся должны уметь:

-распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;

-оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.

 

Календарно – тематическое планирование

8 класс (2 часа в неделю, 68 часов)

 

Тема

урока

Тема урока

Лаборатор-

ные, практичес-

кие работы

Домаш-

нее задание

Дата

 

план

факт.

1.Общий обзор организма человека (10 ч)

1.

Инструктаж по ТБ. Место человека в системе органического мира. Методы изучения организма человека

 

Стр.5 -8

02.09

 

2

Особенности человека

 

Стр. 8-12*

07.09

 

3

Эволюция человека

 

Стр. 12 -18

09.09

 

4

Расы человека

 

Стр. 18-21

14.09

 

5

История развития знаний о строении и функциях организма человека

 

Стр. 21-30

16.09

 

6

Клеточное строение организма человека

 

Стр. 31-34

21.09

 

7

Клеточное строение организма человека

Л/р

Стр. 31-34

.23.09

 

8

Ткани и органы

Л/р

Стр. 34-40

28.09

 

9

Системы органов, организм.

П/р

Стр.40-45

Р.т 31

.30.09

 

10

Повторение и обобщение материала  по теме «Общий обзор организма человека»

 

 

05.10

 

2.Координация

и регуляция                    (7ч)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Эндокринная система.

 

стр.46 -50

Р.т 39

07.10

 

12

Роль гормонов в обменных процессах. Гуморальная регуляция, ее нарушения

 

Стр. 50-53

12.10

 

13

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

 

Стр. 54-60

Р.Т.44

14.10

 

14

Строение и функции спинного мозга

Л/р

Стр. 60-63

Р.т.52

18.10

 

15

Строение и функции головного мозга

Л/р

Стр. 63-69

21.10

 

16

Полушария большого мозга.

 

Стр. 70-75

22.10

 

17

Повторение и обобщение материала по теме  №2  «Координация и регуляция»

 

Стр.73 -75

26.10

 

3.Анализаторы

(5 ч)

18

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор.

 

Стр. 76-80 Р.т 65

28.10

 

19

Восприятие зрительных раздражений. Нарушение зрения и профилактика

Л/р

Стр. 80-84

09.11

 

20

Анализаторы слуха и равновесия. Нарушение слуха и профилактика

 

Стр. 84-91 Р.т 73

11.11

 

21

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние и вкус

 

Стр. 91-99 Р.т 85

16.11

 

22

Зачет №3 по теме «Анализаторы»

 

 

18.11

 

4. Опора и движение (5ч)

23

Опорно-двигательная система. Скелет человека, его значение. Кости скелета

Л/р

Стр. 100 -107,

Р.т 98,99

23.11

 

24

Строение скелета

 

Стр.108 -115 Р.т 104

25.11

 

25

Мышцы их строение и функции.

 

Л/р

Стр. 116-121

30.12

 

26

Работа мышц

Л/р

Стр. 122-126

02.12

 

27

Повторение и обобщение материала   по теме «Опора и движение»

 

 

07.12

 

5. Внутренняя среда организма (4 ч)

28

Внутренняя среда организма и её значение. Плазма крови, её состав.

 

Стр. 127-131 Р.т 113

09.12

 

29

Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции

Л/р

Стр. 131-136

14.12

 

30

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

 

 

Стр.136 -137 Р.т117

16.12

 

31

Группы крови. Переливание крови. ВИЧ-инфекция и ее профилактика

 

Стр. 137-143

21.12

 

6. Транспорт веществ(4 ч)

32

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

 

Стр. 144-148 Р.т 126

23.12

 

33

Работа сердца

 

Стр. 149-133

28.12

 

34

Движение крови по сосудам

Л/р

Стр. 153-157 Р.т 136

11.01

 

35

Повторение и обобщение тем: «Внутренняя среда организма», « Транспорт веществ» (игра «Счастливый случай»)

 

 

 

13.01

 

7. Дыхание(4ч)

36

Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания

 

Стр. 158-162 Р.т 140

18.01

 

37

Газообмен в легких и тканях

Л/р

Стр. 163 -166

20.01

 

38

Регуляция дыхания

 

Стр.166-170

25.01

 

39

Повторение и обобщение материала по темам «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ», «Дыхание».

 

 

27.01

 

8.Пищеварение (4ч)

40

Пища как биологическая основа жизни. Строение и функции пищеварительной системы

 

Стр. 171-173

01.02

 

41

Пищеварение в ротовой полости.Исследования И. П. Павлова в области пищеварения

Л/р

Стр. 174-179 Р.т157

03.02

 

42

Пищеварение в желудке и кишечнике

Л/р

Стр.180-186 Р.т166

08.02

 

43

Проверка знаний  по теме «Пищеварение»

 

 

 

10.02

 

9. Обмен веществ и энергии (2 ч)

44

Обмен веществ и энергии

П/р

Стр. 187-194

15.02

 

45

Витамины

 

Стр. 194-198

17.02

 

10.Выделение (2ч)

46

Выделение. Строение и работа почек

 

Стр. 199-202 Р.т181

22.02

 

47

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья

 

 

Стр. 202-204

01.03

 

11. Покровы тела (3 ч)

48

Строение и функции кожи.

 

Стр. 205-208

03.03

 

49

Роль кожи в терморегуляции организма. Уход за кожей, волосами, ногтями

 

Стр. 209-211

10.03

 

50

Обобщающий урок  по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Выделение», «Покровы тела»

 

 

15.03

 

12.Размножение

 (1 ч)

51

Половая система человека

 

Стр. 212-220 Р.т 188

17.03

 

13.Развитие человека.

Возрастные процессы (1 ч)

52

Развитие человека.

Планирование семьи.. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Забота о репродуктивном здоровье.

 

 

Стр. 221 -224

05.04

 

14. Высшая нервная деятельности (8ч)

53

Рефлекторная деятельность нервной системы

 

 

Стр. 225-231 Р.т 198

07.04

 

54

Торможение, его виды и значение

 

Стр. 231-235

12.04

 

55

Биологические ритмы.

Бодрствование и сон

 

Стр. 235-238

14.04

 

56

Сознание и мышление. Речь.

 

238-242

Р.т210

19.04

 

57

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы и интеллект.

 

Стр. 206-209

21.04

 

58

Память

 

 

26.04

 

59

 Эмоции и темперамент. Типы нервной деятельности

 

Стр. 210-213

28.04

 

60

Повторение и обобщение материала  по теме  «Высшая нервная деятельность»

 

 

03.05

 

15.Человек и его здоровье (8ч)

61

Здоровье и влияющие на него факторы

 

стр. 254 -255

05.05

 

62

Оказание первой доврачебной помощи

 

стр. 255 -260

10.05

 

63

Оказание первой доврачебной помощи

Л/р

стр. 260 -265 Р.т233

12.05

 

64

Вредные привычки

 

Стр.265 - 267

17.05

 

65

Заболевания человека

 

стр.268-272 Р.т 242

19.05

 

66

 

Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание

Гигиена человека

 

Стр.272 - 274

24.05

 

67

Человек и окружающая среда.

 

274 -284

278 -284 Р.т 260

26.05

 

 

68

Систематизация знаний по теме «Человек и его здоровье»

 

274 -284

 

31.05