Рабочая программа по биологии 7 класс

             

   Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативно – правовых документов:

·                   Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

·                  Федеральный компонент  государственных образовательных стандартов начального общего,  основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012)

  • Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

·                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.02 2015 г. № 01-10 “Об утверждении перечня учебников на 2016-2017 учебный год»

 

Цели и задачи:

•   освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

•   овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами

•   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

•   воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

•   использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

 

Количество часов:   Учебный предмет рассчитан на 68 часов, в том числе на практические и лабораторные работы-17 часов,

Учебник:

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. Б, Захаров, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (3часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы. Система, многообразие и эволюция живой природы

Система органического мира.Основные систематические категории, их соподчиненность.

РАЗДЕЛ 1  Царство Прокариоты (3 час)

Тема 1.1

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов     

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ Р. КОХА И Л. ПАСТЕРА.

■   Демонстрация

Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.

Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

■                                                                                       Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.

РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы (4 часов)

Тема 2.1

Общая характеристика грибов

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.Оказание первой помощи при отравлении грибами

■Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов.Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

■Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 2.2 Лишайники

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.

Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.

РАЗДЕЛ 3

Царство Растения (16 часов)

Тема 3.1

Общаяхарактеристика растений

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема3.2

Низшие растения

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения водорослей.

Тема 3.3

Высшие растения

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.

■                                                                                       Лабораторная работа

Изучение внешнего строения мхов.

Изучение внешнего строения папоротника.

Тема 3.4

Отдел Голосеменные растения

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

Лабораторная работа

Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Тема3.5

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства. Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений.

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека.

■                                                                                       Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.

Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.

Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.

Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.

■                                                                                       Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.

РАЗДЕЛ 4          Царство Животные (40 часов)

Тема 4.1

Общая характеристика животных

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 4.2

Подцарство Одноклеточные

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация.  Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

Лабораторная работа

Строение инфузории туфельки.

Тема 4.3

Подцарство Многоклеточные

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

■                                                                                       Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточныхживотных. Многообразие губок.

Тема 4.4

Тип Кишечнополостные

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

■                                                                                       Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Тема 4.5

Тип Плоские черви

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

■                                                                                       Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6

Тип Круглые черви

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 4.7

Тип Кольчатые черви

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичнаяполость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

•   Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

■   Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8

Тип Моллюски

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

■                                                                                       Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

■                                                                                       Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9

Тип Членистоногие

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды на­секомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

Тема 4.10 Тип Иглокожие (изучается по усмотрению учителя)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

■ Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11

Тип Хордовые. Бесчерепные

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

■                                                                                       Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 4.12

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Тема4.13

Класс Земноводные

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая рольи многообразие земноводных.

Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Тема4.14

Класс Пресмыкающиеся

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

■Демонстрация.   Многообразие  пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема4.15

Класс Птицы

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Тема4.16

Класс Млекопитающие

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения млекопитающих.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека.

•   Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.

Основные типы червей, их классификация. Лучеваяи двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).

Моллюски. Смешанная полость тела. Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек. Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость. Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.

Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.

Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.

Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации рыб и выделятьпрогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации амфибий, выделить прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рыбами.

Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой –амфибиями.

Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рептилиями.

Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.

РАЗДЕЛ 5 Царство Вирусы (4 час)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.

Умения.Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.

 

Учебно –тематический план

 

№п/п

Название темы

Кол-во часов

Требования к знаниям и умениям

Содержание учебного материала

Темы практических и лабораторных работ

1

Введение

1

 

 

 

2

Царство Прокариоты

3

Знать: общую характеристику царствараскрывать

-строение, жизнедеятельность клетки бактерий

Общая характеристика царства

 

3

Царство Грибы

4

Знать: общую характеристику царствараскрывать

-строение, жизнедеятельность клетки грибов

Уметь: пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты

Общая характеристика царства. Отделы царства грибов

Л/р. №1Строение плесневого гриба мукора.

Л/р.№2Строение плодового тела шляпочного гриба.

4

Царство Растения

16

Знать: общую характеристику царства;раскрывать

-строение, жизнедеятельность клетки растений;

Уметь: пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты

Общая характеристика царства растений.

Подцарство Низшие растения.

Подцарство Высшие растения

Л/р №3. Строение спирогиры.

Л/р №4 Изучение внешнего строения сфагнума

Л/р №5. Изучение внешнего строения папоротника.

Л/р №6 Изучение строения и многообразия голосеменных растений

Л/р №7. Строение шиповника.

Л/р№8.Строение пшеницы.

 

 

 

 

 

5

Царство Животные

40

Знать: общую характеристику царства;раскрывать

-строение, жизнедеятельность клетки животных;

сравнивать

животных разных типов и классов между собой;

обосновывать

-роль животных в природе, их значение в жизни человека, его хозяйственной деятельности;

 

Подцарство Одноклеточные

Подцарство Многоклеточные

Тип Кишечнополост

ные

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви

Тип Кольчатые черви.

Тип Моллюски. Тип Членистоногие.

Тип Иглокожие.

Тип Хордовые.

Класс Рыбы.

 Класс Земноводные .Класс Пресмыкающиеся   Класс Птицы. Класс Млекопитающие.

Л/р №9 Строение инфузории-туфельки.

Л/р №10. Строение дождевого червя.

Л/р №11.Внешнее строение моллюска.

Л/р №12. Внешнее строение речного рака.

Л/р13.Внешнее строение насекомого

Л/р №14. Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни. Л/р№15.Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

 Л/р №16. Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Л/р №17. Изучение строения млекопитающих.

6

Царство Вирусы

2

Знать: общую характеристику царства.

Общая характеристика вирусов

 

 

Всего уроков

68

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны:             

называть

-основные систематические категории;

-признаки царств: Прокариоты,  Грибы, Растения,  Животные;

-основные признаки отделов грибов, отделов и классов растений, типов и классов животных;

раскрывать

-строение, жизнедеятельность клетки бактерий, грибов, растений, животных;

-строение, жизнедеятельность, размножение, развитие организмов разных царств живой природы.

Сравнивать

-клетки бактерий, грибов,  растений, животных между собой;

-растения разных отделов, классов, отделов грибов, животных разных типов и классов между собой;

узнавать

-представителей разных царств живой природы, отделов грибов, растений, типов и классов животных;

характеризовать

- строение жизнедеятельность, размножение растений разных отделов, животных разных типов и классов;

-признаки усложнения растений разных отделов, животных разных типов и классов;

-среду обитания растений, животных, экологические факторы среды, черты приспособленности их к среде обитания;

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процессаобосновывать

-роль бактерий,  грибов, растений, животных в природе, их значение в жизни человека, его хозяйственной деятельности;

составлять

-схемы цепей питания;

применять

-знания об эволюции для  установления родства растений разных отделов, животных разных типов, их происхождение.

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 

 

№п/п

Литература (для учителя)

Литература (для учащихся)

1

Н.И.Сонин. Биология. Многообразие живых организмов 7 класс. М., «Дрофа»2009

Н.И.Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. М., «Дрофа»2011

2

Н.И.Сонин. Биология. Многообразие живых организмов 7 класс. Методическое пособие. М., «Дрофа», 2000

Н.И.Сонин. Рабочая тетрадь к учебнику Биология. Многообразие живых организмов 7 класс. М., «Дрофа», 20014.

3

Н.И.Сонин. Рабочая тетрадь для учителя. Биология. Многообразие живых организмов 7 класс. М., «Дрофа», 2001

А.И.Рахманов. Птицы-наши друзья М., 1989.

4

Д.И. Трайтак.  Книга для чтения по ботанике. М., «Просвещение», 1985.

Н.И.Кленковская. Комнатные растения в школе,М., «Просвещение», 1986

5

Б.Е.Райков. Зоологические экскурсии. М.,  «Тропикал», 1994.

Д.И. Трайтак.  Книга для чтения по ботанике. М., «Просвещение.

6

В.Нестеров.  Зоовикторина.  Санкт –Петербург, «Лань», 1997.

Книга для чтения по зоологии

7

С. С. Молис.  Активные формы и методы обучения биологии (животные). М., «Просвещение»,1988.

 

8

Активизация учебного  процесса на уроках биологии.  Волжск, 1994.

 

9

Т.С.Сухова. Тесты. Биология 6-11. М., «Дрофа»,2000.

 

10

Книга для чтения по зоологии

 

 

 

 

2. Компьютерные диски

1

Биология 1С: Репетитор

 

2

Биология 6-9класс

 

3

Биология 6-11 класс лабораторный практикум

 

4

Мультимедийное приложение к учебнику «Многообразие живых организмо», 7 класс

 

3 Видеофильмы

1

В мире водных насекомых

 

2

В мире муравьев

 

3

Живая пустыня

 

4

Рассказы о море. Медузы.

 

5

Пчелы и муравьи

Строение, питание, размножение

 

6

Пауки (особенности жизни)

 

7

Змеи. Образ жизни.

 

8

Ящерицы. Образ жизни, среда обитания (варан, ящерица,  дракон)

 

9

Крокодилы. Среда обитания, Внешний вид, строение тела.

 

10

Черепахи. Особенности внешнего облика, поведения отрядов чешуйчатых

 

11

Многообразие животного мира. Знакомство со всеми типами животного мира.

 

12

Беспозвоночные одноклеточные животные. Тип Простейшие.

 

13

Беспозвоночные многоклеточные животные.

 

14

Тип Губки

 

15

Тип Кишечнополостные

 

16

Тип Плоские черви

 

17

Тип Круглые черви

 

18

Тип Кольчатые черви

 

19

Тип Моллюски.

 

20

Тип Иглокожие

 

4. Таблицы

 

Таблицы по биологии для 7 класса

 

 

 

5. Технические средства обучения

1

Диапроектор

4. Видеомагнитофон

2

Экран проекционный

5. Ноутбук

3

Проектор

 

6.Дидактический и раздаточный материал

 

1

Дидактические карточки

 

 

2

Тестовые задания для зачетов

 

 

3

Карточки с заданиями «Какие утверждения верны?»

 

 

7. Демонстрационные карточки

 

1

«Птицы»

7. «Кишечнополостные»

 

2

«Млекопитающие»

8. «Простейшие»

 

3

«Пресмыкающиеся»

9. «Черви»

 

4

«Земноводные»

10. «Растения»

 

5

«Рыбы»

 

 

6

«Моллюски»

 

 

8. Микропрепараты

 

 

Набор микропрепаратов по зоологии

Микроскопы

 

9. Коллекции

 

1

Торф

 

 

2

Каменный уголь

 

 

3

Вредители сада

7. Вредители поля

 

4

Вредители огорода

8. Вредители леса

 

5

Тип Членистоногие

9. Перепончатокрылые

 

6

Тутовый шелкопряд

10. Пчела медоносная

 

10. Влажные препараты

 

1

Развитие лягушки

4. Ланцетник

 

2

Развитие ужа

5. Беззубка

 

3

Ящерица

6. Корень бобового растения с клубеньковыми бактериями

 

11. Раздаточный материал по скелету птиц

 

13

Строение яйца птицы

 

 

12. Модели строения цветков:

 

1

Вишни

3. Пшеницы

 

2

Картофеля

4. Капусты

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс

(2 часа в неделю,68 часов)

 

Тема                                    

№урока

Тема урока

Лабора-

торные

 работы

Домашнее

 задание

Дата

план

факт

Введение (1ч)

1

Инструктаж по Т.Б. Мир живых организмов. Уровни организации живого

 

Стр5-6

02.09

 

 

2

Ч.Дарвин и происхождение видов

 

Стр6-9

06.09

 

 

3

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность.

 

Стр.9-10

9.09

 

Царство Прокариоты (3 ч)

4

Общая характеристика и происхождение прокариот

 

Стр. 12-15

13.09

 

5

Особенности строения, жизнедеятельности прокариот подцарств Настоящие бактерии. Архебактерии,  их роль в природе и практическое значение.(ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ Р. КОХА И Л. ПАСТЕРА.)

 

 

Стр. 15 -17

16.09

 

6

Подцарство Оксифотобактерии, особенности организации, роль в природе и практическое значение

 

Стр. 18-20

20.09

 

Царство Грибы(4 ч)  

7

Царство Грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека

 

Стр.22-25

23.09

 

8

Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельностиОказание первой помощи при отравлении грибами

Л\р№1,

Стр.26 -28

27..09

 

9

Класс Базидиомикота, особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Оомикота

Л\р№2

Стр. 28 - 31

30. 09

 

10

   Отдел Лишайники

 

Стр. 32-36

Р.т.23

04.10

 

Царство Растения (16 ч)

11

Общая характеристика царства Растения.

 

Стр. 38 -39

 

07.10

 

12

 

Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей

Размножение и развитие водорослей

Л/р№3

Стр.  40-44

 

11.10

 

13

 

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. Отделы Зеленые водоросли, Красные водоросли,

Бурые водоросли

 

Стр. 45-46

Р.т. 29

Стр. 47-49

14.10

 

14

Общая характеристика подцарства.   Высшие растения

 

Стр. 50

18.10

 

15

Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности

Л/р№4

52-56

21.10

 

16

Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности

 

Стр57

2510

 

17

Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе

 

Стр58-60

28.10

 

18

Отдел Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение.

Л/р№5

Стр. 61-65

08.11

 

19

Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение

Л/р№6

Стр. 66-69

11.11

 

20

Многообразие видов Голосеменных, их роль в природе и практическое значение

 

69-72

15.11

 

21

Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение

 

Стр. 72-77

18.11

 

22

Размножение покрытосеменных растений.

 

Стр. 77-79

22.11

 

23

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства розоцветных

Л/р№7

Стр.81

25.11

 

 

24

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейств крестоцветных и пасленовых

 

Стр. 83

29.11

 

25

Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства злаковых

Л/р№8

Стр. 80

02.12

 

26

Класс Однодольные, характерные особенности растений семейства лилейных

 

Стр. 80

06.12

 

27

Повторение и обобщение знаний по темам: царства Прокариоты, Грибы, Растения..

 

 

09.12

 

 

 

 

 

 

 

Царство Животные (40)

28

Общая характеристика царства Животные

 

Стр. 88

13.12

 

 

29

Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация.

 

Стр. 89 -93

16.12

 

30

Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и в жизни человека

Л/р №9

Стр. 94-98

20.12

 

31

Особенности организации  многоклеточных.  Губки как примитивные многоклеточные животные.

 

Стр.99-103

23.12

 

32

 Особенности организации кишечнополостных

 

Стр. 104 -106

27 .12

 

33

Особенности организации кишечнополостных (продолжение)

 

Стр. 106-107

10.01

 

34

Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека

 

Стр. 108-111

13.01

 

35

Особенности организации плоских червей

 

Стр. 112-114

17.01

 

36

Плоские черви- паразиты

 

Стр. 115-118

20.01

 

37

Тип Круглые черви, особенности их организации.Меры профилактики заболеваний, вызываемых червями

 

Стр.119-124

24.01

 

38

Особенности строения  и жизнедеятельности кольчатых червей

 

Стр.125-129

27.01

 

39

Многообразие кольчатых червей. Класс многощетинковые черви.

 

Стр.127-128

31.01

 

40

Многообразие кольчатых червей. Класс малощетинковые черви.

Л/р №10

Стр. 128-131

03.02

 

41

Особенности организации моллюсков, их происхождение.

 

Стр. 132-136

07.02

 

42

Многообразие моллюсков, их значение в природе

Л/р №11

Стр.137 -142

10.02

 

43

Особенности строения и жизнедеятельности Членистоногих. Класс Ракообразные

Л/р №12

Стр.143-147

14.02

 

44

Многообразие ракообразных, их роль в природе

 

Стр.147-150

17.02

 

45

Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности

 

Стр.151-154

21.02

 

46

Многообразие паукообразных, их роль в природе

 

Стр.154-157

28.02

 

47

Класс Насекомые, особенности  строения и жизнедеятельности

Л/р №13

Стр. 158-164

03.03

 

48

Размножение и развитие насекомых

 

Стр. 164-165

07.03

 

49

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение

 

Стр. 165-169

10.03

 

50

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе

 

Стр. 170-175

 

14.03

 

51

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные

 

Стр. 176

17.03

 

52

Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные.

Л/р №14

Стр. 177-182

21.03

 

53

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение

 

Стр. 183-188

.04.04

 

54

Класс Земноводные, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных

Л/р №15

Стр. 189-195

07.04

 

55

Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе

 

Стр. 195-199

11.04

 

56

Класс Пресмыкающиеся, особенности  строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных

 

Стр. 200-206

14.04

 

57

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение

 

Стр. 206 -207

18.04

 

58

Класс Птицы, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

Л/р№16

Стр. 208-213

21.04

 

59

 Особенности организации птиц, связанные с полетом

 

Стр. 213-217

25.04

 

60

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека

 

Стр. 218-221

28.04

 

61

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека (продолжение)

 

Стр. 222-226

02.05

 

62

Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

Л/р №17

Стр. 227 -233

05.05

 

63

Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных (продолжение)

 

Стр. 234-239

12.05

 

64

Плацентарные Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение

 

Стр. 240-243

16.05

 

65

Сумчатые  и Первозвери

 

Стр. 244-248

19.05

 

66

Повторение и обобщение темы  «Царство Животные»

 

 

23.05

 

Царство Вирусы (2 часа)

67

Вирусы - неклеточные формы.

 

С.250-252

26.05

 

 

68

Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека

 

С.250-252

30.05