Рабочая программа по биологии 10-11 класс
- Подробности
- Категория: Рабочие программы
- Автор: Super User
- Просмотров: 399
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативно – правовых документов:
· Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015)
Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.02 2015 г. № 01-10 “Об утверждении перечня учебников на 2015-2016 учебный год»
Основой для составления рабочей программы является
Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. - 138с),
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитаниеубежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и уменийв повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
.Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 и 11 -го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, в 2015-2016 учебном году появилась возможность увеличить количество часов за счёт часов школьного компонента (2 часа – 10 класс и 2 часа – 11 класс). Такое стало возможным, благодаря запросам обучающихся и их родителей. Дополнительный час предусмотрено использовать на отработку учебного материала в рамках базового уровня.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, ЕЛ. Захарова. - М.: Дрофа, 2013. -368 с;
Содержание учебного предмета
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (5 часов)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Биологические системы
Уровни организации живой природы
Методы познания живой природы
КЛЕТКА (22 часа)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Демонстрации
Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК
Строение молекулы РНК
Строение клетки
Строение клеток прокариот и эукариот
Строение вируса
Хромосомы
Характеристика гена
Удвоение молекулы ДНК
Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание;
Сравнение строения клеток растений и животных;
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
ОРГАНИЗМ (43 часа)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации
Многообразие организмов
Обмен веществ и превращения энергии в клетке
Фотосинтез
Деление клетки (митоз, мейоз)
Способы бесполого размножения
Половые клетки
Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Перекрест хромосом
Неполное доминирование
Сцепленное наследование
Наследование, сцепленное с полом
Наследственные болезни человека
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Мутации
Модификационная изменчивость
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Искусственный отбор
Гибридизация
Исследования в области биотехнологии
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
Составление простейших схем скрещивания
Решение элементарных генетических задач
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
ВИД (21 час)Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция - элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ В ПОПУЛЯЦИЯХ РАЗНОГО ТИПА. ЗАКОН ХАРДИ - ВАЙНБЕРГА. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Микро- и макроэволюция. ФОРМЫ ЭВОЛЮЦИИ (ДИВЕРГЕНЦИЯ, КОНВЕРГЕНЦИЯ, ПАРАЛЛЕЛИЗМ). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. КРИТИКА РАСИЗМА И СОЦИАЛЬНОГО ДАРВИНИЗМА.
Проведение биологических исследований: выявление ароморфозов, идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов; наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию; сравнительная характеристика разных видов одного рода по морфологическому критерию, искусственного и естественного отбора, форм естественного отбора, способов видообразования, микро- и макроэволюции, путей и направлений эволюции; анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле, происхождения человека и формирования человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
Движущие силы эволюции
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
Образование новых видов в природе
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Редкие и исчезающие виды
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
Лабораторные и практические работы
Описание особей вида по морфологическому критерию;
Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
ЭКОСИСТЕМЫ (21 час) Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. БИОГЕННАЯ МИГРАЦИЯ АТОМОВ. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Проведение биологических исследований: наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов, абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей); сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем; описание экосистем и агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений); исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ КРУГОВОРОТОВ УГЛЕРОДА, КИСЛОРОДА, АЗОТА; анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы
Биологические ритмы
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Экологическая пирамида
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Экосистема
Агроэкосистема
Биосфера
Круговорот углерода в биосфере
Биоразнообразие
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Лабораторные и практические работы
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Решение экологических задач
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота.
Учебно-тематический план
№п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
Количество лабораторных и практических работ |
1 |
Биология как наука. Методы научного познания. |
5 |
|
1.1 |
Краткая история развития биологии. Система биологических наук. |
1 |
|
1.2 |
Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы. |
4 |
|
2 |
Клетка. |
22 |
|
2.1 |
История изучения клетки. Клеточная теория. |
1 |
|
2.2 |
Химический состав клетки. |
8 |
|
2.3 |
Строение эукариотической и прокариотической клеток. |
6 |
3 |
2.4 |
Реализация наследственной информации в клетке. |
2 |
|
2.5 |
Вирусы. |
2+3 |
|
3 |
Организм. |
43 |
|
3.1 |
Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. |
1 |
|
3.2 |
Обмен веществ и превращение энергии. |
6 |
|
3.3 |
Размножение. |
8 |
|
3.4 |
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). |
5 |
|
3.5 |
Наследственность и изменчивость. |
17 |
4 |
3.6 |
Основы селекции. Биотехнология. |
6+1 |
1 |
Всего: 10 класс |
|
69 |
8 |
|
Вид |
21
|
|
4.1 |
История эволюционных идей |
4 |
|
4.2 |
Современное эволюционное учение
|
9 |
2 |
4.3 |
Происхождение жизни на Земле (6 часов)
|
3 |
1 |
4.4 |
Происхождение человека
|
5 |
1 |
5 |
Экосистемы
|
14 |
|
5.1 |
Экологические факторы (6 часов)
|
3 |
|
5.2 |
Структура экосистем |
4 |
2 |
5.3 |
Биосфера-глобальная экосистема |
2 |
|
5.4 |
Биосфера и человек |
5 |
|
Всего 11 класс |
|
66 |
6 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
методические пособия для учителя.
1) Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, ЕЛ. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2013. - 140 с;
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. -138 с;
3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3) Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
4) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
для учащихся:
1) Батуев А.С.Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2) Фросин В. /-/., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.
Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:
1) Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с;
2) Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
Электронное приложение к учебнику Общая биология 10-11 классы авт. В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т. Захарова М.; Дрофа, 2012
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru- научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education- учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Календарно-тематическое планирование по биологии
10 класс (2 часа в неделю, 69 часов)
№ п/п |
дата |
Тема |
Домашнее задание |
|
|||||
план |
факт |
|
|||||||
1 «Биология как наука. Методы научного познания»(4 часа) |
|
||||||||
1 |
01.09 |
|
Краткая история развития биологии. |
§1.1, , сообщение об использовании биологических знаний |
|
||||
2 |
07.09 |
|
Сущность жизни и свойства живого |
§1.2 |
|
||||
3 |
08.09 |
|
Методы познания живой природы. .Основные уровни организации живой материи |
1.3 |
|
||||
4 |
14.09 |
|
Систематизация знаний по теме «Биология как наука. Методы научного познания» |
Повторить по учебнику 9 класса об истории изучения клетки |
|
||||
2.Клетка (22 часа)
|
|
||||||||
2.1 История изучения клетки. Клеточная теория (1 час) |
|
||||||||
5 |
15.09 |
|
История изучения клетки. Клеточная теория |
§2.1 |
|
||||
2.2 химический состав клетки (8 часа) |
|
||||||||
6 |
21.09 |
|
Химический состав клетки. |
§2.2,2.3 |
|
||||
7 |
22.09 |
|
Неорганические вещества. Роль воды в жизнедеятельности клетки |
§2.3 |
|
||||
8 |
28.09 |
|
Органические вещества. Липиды. |
§2.4,2.5 (до белков) |
|
||||
9 |
29.09 |
|
Органические вещества. Углеводы |
§2.5 с.41-43 |
|
||||
10 |
05.10 |
|
Органические вещества. Белки.. |
§2.5 |
|
||||
11 |
06.10 |
|
Функции белков |
§2.5 |
|
||||
12 |
12.10 |
|
Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.ДНК |
§2.6 |
|
||||
13 |
13.10 |
|
Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.РНК |
§2.6 |
|
||||
2.3 Строение эукариотической и прокариотической клетки (6 часов) |
|
||||||||
14 |
19.10
|
|
Эукариотическая клетка. Наружная клеточная мембрана. |
§2,7с53-58 |
|
||||
15 |
20.10 |
|
Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы Л/р «Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)»
|
§2,7с58-63 |
|
||||
16 |
26.10
|
|
Клеточное ядро. Хромосомы |
§2.8 |
|
||||
17 |
27.10 |
|
Практическая работа «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах» |
§2,7 |
|
||||
18 |
09.11 |
|
Практическая работа « Изучение клеток живых организмов под микроскопом» |
§2,7 |
|
||||
19 |
10.11 |
|
Прокариотическая клетка |
§2.9 |
|
||||
2.4 Реализация наследственной информации в клетке (2 часа)
|
|
|
|
||||||
20 |
16.11 |
|
Реализация наследственной информации в клетке |
§2.10 |
|
||||
22 |
17.11 |
|
. Биосинтез белка. |
§2.10 |
|
||||
2.5 Вирусы (2 час) |
|
||||||||
23 |
23.11 |
|
Неклеточная форма жизни. Вирусы. |
§2.11 |
|
||||
24 |
24.11 |
|
ВИЧ. Профилактика СПИДа |
§2.11 |
|
||||
25 |
30.11 |
|
Урок-семинар по теме «Клетка – структурная единица всего живого» |
Подготовиться к зачёту |
|
||||
26 |
01.12 |
|
Повторение и обобщение материала по теме «Клетка» |
|
|
||||
27 |
07.12 |
|
Систематизация знаний по теме «Клетка» |
Повторить по учебнику 9 класса материал об обмене веществ |
|
||||
3.Организм (43 часов)
|
|
||||||||
3.1Обмен веществ и преобразование энергии (5 часа)
|
|
||||||||
28 |
08.12 |
|
Многообразие живых организмов |
§3.1 |
|
||||
29 |
14.12 |
|
Обмен веществ и энергии. |
§3.2 |
|
||||
30 |
15.12 |
|
Энергетический обмен |
|
|
||||
31 |
21.12 |
|
Пластический обмен. |
§3.3
|
|
||||
32 |
22.12 |
|
Фотосинтез |
|
|
||||
3.2 Размножение (8 часов)
|
|
||||||||
33 |
28.12 |
|
Деление клетки. Митоз. |
§3.4 |
|
||||
34 |
29.12 |
|
Наблюдение фаз митоза под микроскопом |
§3.4 |
|
||||
35 |
11.01 |
|
Бесполое размножение |
§3.5 с.108-111 |
|
||||
36 |
12.01 |
|
Половое размножение |
§3.5 с..111-113 |
|
||||
37 |
18.01 |
|
Образование половых клеток. Мейоз. |
§3.6 |
|
||||
38 |
19.01 |
|
Биологическая роль мейоза |
§3.6 |
|
||||
39 |
25.01 |
|
Оплодотворение |
§3.7 с.120-122 |
|
||||
40 |
26.01 |
|
Двойное оплодотворение у растений |
§3.7 с.122-124 |
|
||||
3.3Индивидуальное развитие организмов (5 часов) |
|
||||||||
41 |
01.02 |
|
Индивидуальное развитие организмов |
§3.8 с.124-127 |
|
||||
42 |
02.02 |
|
Постэмбриональный период развития |
§3.8 с.128-129 |
|
||||
43 |
08.02 |
|
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье |
§3.9, подготовиться к семинару |
|
||||
44 |
09.02 |
|
Влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека |
|
|
||||
45 |
15.02 |
|
Урок-семинар по теме «Репродуктивное здоровье человека» |
|
|
||||
3.4 Закономерности наследственности и изменчивости (17 часов) |
|
||||||||
46 |
16.02 |
|
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель |
§3.10 |
|
||||
47 |
22.02 |
|
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. |
§3.11 |
|
||||
48 |
01.03 |
|
Практическая работа «Составление
простейших схем скрещивания» |
§3.11 |
|
||||
49 |
02.03 |
|
Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. |
§3.12 |
|
||||
50 |
09.03 |
|
Практическая работа «Решение элементарных генетических задач» |
§3.12 |
|
||||
51 |
15.03 |
|
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. |
§3.13 |
|
||||
52 |
16.03 |
|
Решение генетических задач. |
§3.13 |
|
||||
53 |
05.04 |
|
Современное представление о гене и геноме |
§3.14 |
|
||||
54 |
06.04 |
|
Генетика пола |
§3.15 с.158-161 |
|
||||
55 |
12.04 |
|
Сцепленное с полом наследование |
§3.15 с.162-164 |
|
||||
56 |
13.04 |
|
Изменчивость: наследственная и ненаследственная |
§3.16 |
|
||||
57 |
19.04 |
|
Практическая работа «Изучение изменчивости» |
|
|
||||
58 |
20.04 |
|
. Мутации, их роль в природе |
§3.16с.168 |
|
||||
59 |
26.04 |
|
Практическая работа «Выявление источников мутагенов в окружающей среде(косвенно ) и оценка возможных последствий их влияния на организм» |
С. |
|
||||
60 |
27.04 |
|
Генетика и здоровье человека. |
§3.17с.170-175 |
|
||||
61 |
03.05 |
|
Профилактика наследственных заболеваний |
§3.17с.175-176 |
|
||||
62 |
04.05 |
|
Урок – защита проектов по теме «Генетика человека» |
|
|
||||
3.4 Основы селекции. Биотехнология (6часов+1 час на повторение) |
|
||||||||
63 |
10.05 |
|
Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. |
§3.18с.176-177 |
|
||||
64 |
11.05 |
|
Селекция: основные методы и достижения |
§3.18 |
|
||||
65 |
17.05 |
|
Биотехнология: достижения и перспективы развития |
§3.19 |
|
||||
66 |
18.05 |
|
Этические аспекты развития биотехнологии |
|
|
||||
67 |
24.05 |
|
Практическая работа «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» |
|
|
||||
68 |
25.05 |
|
Урок-семинар по теме «Достижения селекции» |
|
|
||||
69 |
31.05 |
|
Повторение и обобщение темы «Организм |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||
Календарно – тематическое планирование по биологии
11 класс (1 час в неделю, 35 часов)
№ п/п |
дата |
Наименование темы урока |
Домашнее задание |
|
|||
план |
факт
|
|
|||||
Вид (21 час) |
|
||||||
|
|
|
4.1 История эволюционных идей (4 часа) |
|
|
||
1 |
01.09 |
|
Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея. |
§4.1 |
|
||
2 |
08.09 |
|
Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка |
§4.2 |
|
||
3 |
15.09 |
|
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина |
§4.3 |
|
||
4 |
22.09 |
|
Эволюционная теория Ч. Дарвина |
4.4 |
|
||
4.2 Современное эволюционное учение (9 часов)
|
|
||||||
5 |
29.09 |
|
Вид: критерии и структура Лабораторная работа «Описание особей вида по морфологическому критерию» |
§4.5 |
|
||
6 |
06.10 |
|
Популяция - структурная единица вида |
§4.6, |
|
||
7 |
13.10 |
|
Популяция как единица эволюции |
§4.7 |
|
||
8 |
20.10 |
|
Факторы эволюции |
§4.8 |
|
||
9 |
27.10 |
|
Естественный отбор - главная движущая сила эволюции |
§4.9 |
|
||
10 |
10.11 |
|
Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Лабораторная работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» |
§4.10 |
|
||
11 |
17.11. |
|
Видообразование как результат эволюции |
§4.11 |
|
||
12 |
24.11 |
|
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм)
|
§4.12, |
|
||
13 |
01.12 |
|
Доказательства эволюции органического мира |
4.13 |
|
||
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)
|
|
||||||
14 |
08.12 |
|
Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Опыты Ф.Реди и Л.Пастера |
§4.14- |
|
||
15
|
15.12
|
|
Современные взгляды на возникновение жизни Теория Опарина-_Холдейна Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни |
§4.15
|
|
||
16 |
22.12 |
|
Развитие жизни на Земле. |
§4.16 |
|
||
Тема 4. 4Происхождение человека (4часа)
|
|
||||||
17
|
29.12 |
|
Гипотезы происхождения человека. Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» |
§4.17, |
|
||
18 |
27.12 |
|
Положение человека в системе животного мира. |
§4.18- |
|
||
19 |
12.01 |
|
Эволюция человека. |
§4.19- |
|
||
20 |
19.01 |
|
Этапы эволюции человека Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма |
4.20 |
|
||
21 |
26.01 |
|
Повторение и обобщение материала по теме «Вид» |
|
|
||
Тема 5. Экосистемы (14 часов)
|
|
||||||
5.1 Экологические факторы (3 часа)
|
|
||||||
22 |
02.02 |
|
Организм и среда. Экологические факторы. Биологические ритмы |
§5.1 |
|
||
23
|
09.02 |
|
Абиотические факторы среды . Роль абиотических факторов для повышения урожайности и продуктивности. |
§5.2
|
|
||
24 |
15.02 |
|
Биотические факторы среды. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
|
§5.3 |
|
||
5.2 Структура экосистем (4часов)
|
|
||||||
25 |
02.03 |
|
Структура экосистем |
§5.4 |
|
||
26 |
09.03 |
|
Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Л/р Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме |
§5.5 |
|
||
27 |
16.03 |
|
Причины устойчивости и смены экосистем
|
§5.6 |
|
||
28 |
06.04 |
|
Влияние человека на экосистемы Агроценозы. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (реферат) |
§5.7 |
|
||
5.3 Биосфера – глобальная экосистема (2 часа)
|
|
||||||
29 |
13.04 |
|
Биосфера - глобальная экосистема. Учение Вернадского о биосфере. |
§5.8 |
|
||
30 |
20.04 |
|
Роль живых организмов в биосфере. Биологический круговорот веществ |
§5.9 |
|
||
5.4 Биосфера и человек (5 часа)
|
|
||||||
31 |
27.04 |
|
Биосфера и человек. Эволюция биосферы |
5.10 |
|
||
32 |
04.05 |
|
Основные экологические проблемы современности |
§5.11- |
|
||
33 |
11.05 |
|
Пути решения экологических проблем |
5.12, |
|
||
34 |
18.05 |
|
Повторение и обобщение материала по теме «Экосистема» |
|
|
||
35 |
25.05 |
|
Роль биологии в будущем. |
|
|