Рабочая программа по биологии 10-11 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативно – правовых документов:

·                  Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

·                  Федеральный компонент  государственных образовательных стандартов начального общего,  основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015)

Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

·                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.02 2015 г. № 01-10 “Об утверждении перечня учебников на 2015-2016 учебный год»

 

Основой для составления рабочей программы является

Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. - 138с),

 

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитаниеубежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и уменийв повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

.Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 и 11 -го классов преду­сматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, в 2015-2016 учебном году появилась возможность увеличить количество часов за счёт часов школьного компонента (2 часа – 10 класс и 2 часа – 11 класс). Такое стало возможным, благодаря запросам обучающихся и их родителей. Дополнительный час предусмотрено использовать на отработку учебного материала в рамках базового уровня.

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, ЕЛ. Захарова. - М.: Дрофа, 2013. -368 с;

 

 

 

Содержание учебного предмета

 

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.  МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (5 часов)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

 

КЛЕТКА (22 часа)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы

        

 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание;

 Сравнение строения клеток растений и животных;

 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

 

ОРГАНИЗМ (43 часа)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии

 

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как   доказательство их родства

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

          Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в  биотехнологии.

 

ВИД (21 час)Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция - элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ В ПОПУЛЯЦИЯХ РАЗНОГО ТИПА. ЗАКОН ХАРДИ - ВАЙНБЕРГА. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Микро- и макроэволюция. ФОРМЫ ЭВОЛЮЦИИ (ДИВЕРГЕНЦИЯ, КОНВЕРГЕНЦИЯ, ПАРАЛЛЕЛИЗМ). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. КРИТИКА РАСИЗМА И СОЦИАЛЬНОГО ДАРВИНИЗМА.

Проведение биологических исследований: выявление ароморфозов, идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов; наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию; сравнительная характеристика разных видов одного рода по морфологическому критерию, искусственного и естественного отбора, форм естественного отбора, способов видообразования, микро- и макроэволюции, путей и направлений эволюции; анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле, происхождения человека и формирования человеческих рас.

 

Демонстрации

Критерии вида 

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию;

Выявление изменчивости у особей  одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

ЭКОСИСТЕМЫ (21 час) Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.  Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. БИОГЕННАЯ МИГРАЦИЯ АТОМОВ. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Проведение биологических исследований: наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов, абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей); сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем; описание экосистем и агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений); исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ КРУГОВОРОТОВ УГЛЕРОДА, КИСЛОРОДА, АЗОТА; анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.

 

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

 

Лабораторные и практические работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

 Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота.

 

Учебно-тематический план

 

№п/п

 

Название раздела

 

Кол-во часов

Количество лабораторных и практических работ

 

 

1

 

Биология как наука. Методы научного познания.

 

5

 

 

1.1

 

Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

 

1

 

 

1.2

 

Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.

 

4

 

 

2

 

Клетка.

22

 

 

2.1

 

История изучения клетки. Клеточная теория.

 

1

 

 

2.2

 

Химический состав клетки.

 

8

 

 

2.3

 

Строение эукариотической  и прокариотической клеток.

 

 

6

3

 

2.4

 

Реализация наследственной информации в клетке.

 

2

 

 

2.5

 

Вирусы.

 

2+3

 

 

3

 

Организм.

 

43

 

 

 

3.1

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

1

 

 

 

3.2

 

 

Обмен веществ и превращение энергии.

 

 

6

 

 

3.3

 

Размножение.

 

8

 

 

3.4

 

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

 

5

 

 

3.5

 

Наследственность и изменчивость.

 

17

4

 

3.6

 

Основы селекции. Биотехнология.

 

6+1

1

Всего:

10 класс

 

69

                    8

 

 

Вид

21

 

 

4.1

История эволюционных идей

4

 

4.2

Современное эволюционное учение

 

9

2

4.3

Происхождение жизни на Земле (6 часов)

 

3

1

4.4

Происхождение человека

 

5

1

5

Экосистемы

 

14

 

5.1

Экологические факторы (6 часов)

 

3

 

5.2

Структура экосистем

4

2

5.3

Биосфера-глобальная экосистема

2

 

5.4

Биосфера и человек

5

 

Всего

11 класс

 

66

6

 

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

 анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

 изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

 

 

 

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

методические пособия для учителя.

1)  Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, ЕЛ. Захаровой   «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2013. - 140 с;

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. -138 с;

3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дро­фа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3)  Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

4) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просве­щение, 1997;

для учащихся:

1)  Батуев А.С.Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2)  Фросин В. /-/., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

1) Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с;

 

2) Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Из­дательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

 

MULTIMEDIA –  поддержка курса «Общая биология»

 

Лабораторный практикум. Биология 6-11  класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учеб­нику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

Электронное приложение к учебнику Общая биология 10-11 классы авт. В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т. Захарова М.; Дрофа, 2012

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

 

Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

 

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru- научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education- учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по биологии

10 класс (2 часа в неделю, 69 часов)

№ п/п

дата

Тема

Домашнее задание

 

план

факт

 

                           1      «Биология как наука. Методы научного познания»(4 часа)

 

1

01.09

 

Краткая история развития биологии.

§1.1, , сообщение об использовании биологических знаний

 

2

07.09

 

Сущность жизни и свойства живого

§1.2

 

3

08.09

 

Методы познания живой природы. .Основные  уровни организации живой материи

1.3

 

­4

14.09

 

Систематизация знаний  по теме «Биология как наука. Методы научного познания»

Повторить по учебнику 9 класса об истории изучения клетки

 

2.Клетка (22 часа)

 

 

2.1 История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)

 

5

15.09

 

История изучения клетки. Клеточная

теория

§2.1

 

                                     2.2 химический состав клетки (8 часа)

 

6

21.09

 

Химический состав клетки.

§2.2,2.3

 

7

22.09

 

Неорганические вещества. Роль воды в жизнедеятельности клетки

§2.3

 

8

28.09

 

Органические вещества. Липиды.

§2.4,2.5 (до белков)

 

9

29.09

 

Органические вещества. Углеводы

§2.5 с.41-43

 

10

05.10

 

Органические вещества.  Белки..

§2.5

 

11

06.10

 

Функции белков

§2.5

 

12

12.10

 

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.ДНК

§2.6

 

13

13.10

 

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.РНК

§2.6

 

                2.3 Строение эукариотической и прокариотической клетки (6 часов)

 

14

19.10

 

 

Эукариотическая клетка. Наружная клеточная мембрана.

§2,7с53-58

 

15

 

20.10

 

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы Л/р «Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)»

 

§2,7с58-63

 

16

26.10

 

 

Клеточное ядро. Хромосомы

§2.8

 

17

27.10

 

Практическая  работа «Наблюдение клеток растений и  животных под микроскопом на готовых микропрепаратах»

§2,7

 

18

09.11

 

Практическая  работа « Изучение клеток живых организмов под микроскопом»

§2,7

 

19

10.11

 

Прокариотическая клетка

§2.9

 

 

 

 

 

2.4 Реализация наследственной информации в клетке (2 часа)

 

 

 

 

20

 

16.11

 

Реализация наследственной информа­ции в клетке

§2.10

 

22

17.11

 

. Биосинтез белка.

§2.10

 

                                                       2.5 Вирусы (2 час)

 

23

23.11

 

Неклеточная форма жизни. Вирусы.

§2.11

 

24

24.11

 

ВИЧ. Профилактика СПИДа

§2.11

 

25

30.11

 

Урок-семинар по теме «Клетка – структурная единица всего живого»

Подготовиться к зачёту

 

26

01.12

 

Повторение и обобщение материала по теме «Клетка»

 

 

27

07.12

 

Систематизация знаний по теме «Клетка»

Повторить по учебнику 9 класса материал об обмене веществ

 

3.Организм (43 часов)

 

 

3.1Обмен веществ и преобразование энергии (5 часа)

 

 

28

08.12

 

Многообразие живых организмов

§3.1

 

29

14.12

 

Обмен веществ и  энергии.

§3.2

 

30

15.12

 

Энергетический обмен

 

 

31

21.12

 

Пластический обмен.

§3.3

 

 

32

22.12

 

Фотосинтез

 

 

                                          3.2 Размножение  (8 часов)

 

 

33

28.12

 

Деление клетки. Митоз.

§3.4

 

34

29.12

 

Наблюдение фаз митоза под микроскопом

§3.4

 

35

11.01

 

Бесполое размножение

§3.5 с.108-111

 

36

12.01

 

Половое размножение

§3.5 с..111-113

 

37

18.01

 

Образование половых клеток. Мейоз.

§3.6

 

38

19.01

 

Биологическая роль мейоза

§3.6

 

39

25.01

 

Оплодотворение

§3.7 с.120-122

 

40

26.01

 

Двойное оплодотворение у растений

§3.7 с.122-124

 

3.3Индивидуальное развитие организмов (5 часов)

 

41

01.02

 

Индивидуальное развитие организмов

§3.8 с.124-127

 

42

02.02

 

Постэмбриональный период развития

§3.8 с.128-129

 

43

08.02

 

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье

§3.9, подготовиться к семинару

 

44

09.02

 

Влияние никотина, алкоголя  и наркотических веществ на развитие зародыша человека

 

 

45

15.02

 

Урок-семинар по теме «Репродуктивное здоровье человека»

 

 

3.4 Закономерности наследственности и изменчивости (17 часов)

 

46

16.02

 

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель

§3.10

 

47

22.02

 

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

§3.11

 

 

 

 

48

 

 

 

01.03

 

 

 

 

Практическая работа «Составление

 

простейших схем скрещивания»

 

 

 

§3.11

 

49

02.03

 

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание.

§3.12

 

50

09.03

 

Практическая работа «Решение элементарных генетических задач»

§3.12

 

51

15.03

 

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

§3.13

 

52

16.03

 

Решение генетических  задач.

§3.13

 

53

05.04

 

Современное представление о гене и геноме

§3.14

 

54

06.04

 

Генетика пола

§3.15 с.158-161

 

55

12.04

 

Сцепленное с полом наследование

§3.15 с.162-164

 

56

13.04

 

Изменчивость:  наследственная и нена­следственная

§3.16

 

57

19.04

 

Практическая работа «Изучение изменчивости»

 

 

58

20.04

 

. Мутации, их роль в природе

§3.16с.168

 

59

26.04

 

Практическая работа  «Выявление источников мутагенов в окружающей среде(косвенно )  и оценка возможных последствий их влияния на организм»

С.

 

60

27.04

 

Генетика и здоровье человека.

§3.17с.170-175

 

61

03.05

 

Профилактика наследственных заболеваний

§3.17с.175-176

 

62

04.05

 

Урок – защита проектов по теме «Генетика человека»

 

 

                3.4 Основы селекции. Биотехнология (6часов+1 час на повторение)

 

63

10.05

 

Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

§3.18с.176-177

 

64

11.05

 

Селекция: основные методы и достиже­ния

§3.18

 

65

17.05

 

Биотехнология: достижения и перспек­тивы развития

§3.19

 

66

18.05

 

Этические аспекты развития биотехнологии

 

 

67

24.05

 

Практическая работа «Анализ и оценка  этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

 

 

68

25.05

 

Урок-семинар по теме «Достижения селекции»

 

 

69

31.05

 

Повторение и обобщение темы «Организм

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

Календарно – тематическое планирование по биологии

 11 класс (1 час в неделю, 35 часов)

 

 

№ п/п

дата

Наименование темы урока

Домашнее задание

 

план

факт

 

 

Вид (21 час)

 

 

 

 

4.1 История эволюционных идей (4 часа)

 

 

1

01.09

 

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея.

§4.1

 

2

08.09

 

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

§4.2

 

3

15.09

 

Предпосылки возникновения учения

Ч. Дарвина

§4.3

 

4

22.09

 

Эволюционная теория Ч. Дарвина

4.4

 

4.2 Современное эволюционное учение (9 часов)

 

 

5

29.09

 

Вид: критерии и структура Лабораторная работа «Описание особей вида по морфологическому критерию»

§4.5

 

6

06.10

 

Популяция - структурная единица вида

§4.6,

 

7

13.10

 

Популяция как единица эволюции

§4.7

 

8

20.10

 

Факторы эволюции

§4.8

 

9

27.10

 

Естественный отбор - главная движущая сила эволюции

§4.9

 

10

10.11

 

Адаптации организмов к условиям обитания

 как результат действия естественного отбора. Лабораторная работа «Выявление

приспособле­ний организмов к среде обитания»

§4.10

 

11

17.11.

 

Видообразование как результат эволюции

§4.11

 

12

24.11

 

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы

Формы эволюции (дивергенция,

         конвергенция, параллелизм)

 

§4.12,

 

13

01.12

 

Доказательства эволюции органического мира

4.13

 

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)

 

 

14

08.12

 

Развитие представлений о происхождении  жизни на Земле. Опыты Ф.Реди и Л.Пастера

§4.14-

 

15

 

15.12

 

 

Современные взгляды на возникновение жизни

Теория  Опарина-_Холдейна

Практическая работа «Анализ и оценка

различных гипотез происхождения жизни

§4.15

 

 

16

22.12

 

Развитие жизни на Земле.

§4.16

 

Тема 4. 4Происхождение человека (4часа)

 

 

 

17

 

 

 

29.12

 

 

Гипотезы происхождения человека. Практическая работа «Анализ и оценка

 различных гипотез происхождения человека»

 

§4.17,

 

18

27.12

 

Положение человека в системе животного мира.

§4.18-

 

19

12.01

 

Эволюция человека.

§4.19-

 

20

19.01

 

Этапы эволюции человека Человеческие расы. Критика расизма и

социального дарвинизма

4.20

 

21

26.01

 

Повторение и обобщение материала по теме

«Вид»

 

 

Тема 5. Экосистемы (14 часов)

 

 

5.1 Экологические факторы (3 часа)

 

 

22

02.02

 

Организм и среда.

Экологические факторы. Биологические ритмы

 

 

§5.1

 

23

 

09.02

 

Абиотические факторы среды

. Роль абиотических факторов для повышения урожайности и продуктивности.

§5.2

 

 

24

15.02

 

Биотические факторы среды. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

 

§5.3

 

5.2 Структура экосистем (4часов)

 

 

25

02.03

 

Структура экосистем

§5.4

 

26

09.03

 

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

 Л/р Составление схем передачи вещества и

энергии в экосистеме

§5.5

 

27

16.03

 

Причины устойчивости и смены

экосистем

 

§5.6

 

28

06.04

 

Влияние человека на экосистемы

Агроценозы. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности  (реферат)

§5.7

 

5.3 Биосфера – глобальная экосистема (2 часа)

 

 

29

13.04

 

Биосфера - глобальная экосистема.

Учение Вернадского о биосфере.

§5.8

 

30

20.04

 

Роль живых организмов в биосфере.

 Биологический круговорот веществ

§5.9

 

5.4 Биосфера и человек (5 часа)

 

 

31

27.04

 

Биосфера и человек. Эволюция биосферы

5.10

 

32

04.05

 

Основные экологические проблемы современности

§5.11-

 

33

11.05

 

Пути решения экологических проблем

5.12,

 

34

18.05

 

Повторение и обобщение материала  по

 теме «Экосистема»

 

 

35

25.05

 

Роль биологии в будущем.